© из личного архива
Евгений Лисовский, руководитель проекта MAPS.ME
МОСКВА, 24 апр — ПРАЙМ. Есть простое правило: если вы предлагаете сервис за деньги, а у конкурента есть бесплатный продукт с аналогичной функциональностью, то в долгосрочной перспективе всегда выигрывает ваш соперник. Это причина, по которой, например, мы перестали брать деньги за MAPS.ME: трудно конкурировать с бесплатным Google Maps, продавая похожий продукт.
Навигатор и карты "Яндекса" станут частично платными
Желание Яндекса зарабатывать на геосервисах оправданно: Яндекс.Карты и Навигатор существуют давно и требуют немало человеческих и технологических ресурсов на развитие и поддержание инфраструктуры, ведь все вычисления маршрута — альтернативные маршруты, время с учетом пробок, обновление и обсчет самих пробок — происходят на серверах Яндекса. Рост количества запросов к системе вызывает пропорциональный рост нагрузки на серверные мощности, а все это стоит денег. В этом плане в MAPS.ME куда проще: все вычисления маршрута с учетом пробок происходят локально на смартфоне пользователя. Это позволяет минимизировать нагрузку на серверы и эффективно наращивать аудиторию, увеличивая при этом надежность работы навигатора при слабом соединении с интернетом.
В России у Яндекс.Навигатора/Карт есть несколько крупных конкурентов, которые отображают данные по пробкам и не планируют брать с людей деньги независимо от целей использования: MAPS.ME, Google Maps, 2ГИС, Waze. В таких условиях взимание денег с бизнес-пользователей может автоматически спровоцировать переход на альтернативные приложения.
Какие это может иметь последствия? Таксисты и курьеры очень много курсируют по городу с постоянно включенным навигатором, что позволяет в реальном времени непрерывно получать весьма точную информацию о дорожной обстановке. Если они массово начнут переходить на сервисы конкурентов, возможно Яндекс потеряет большой объем данных о пробках.
Также вероятно, что могут быть проблемы с ложными срабатываниями: скажем, если после встречи с друзьями я решил развезти по домам четверых своих товарищей, в какой-то момент система может принять меня за таксиста и потребовать с меня денег. Я буду вынужден переключиться на приложение конкурента.
С другой стороны, вариант предложения платным пользователям менее "пробочных" маршрутов, чем бесплатным, практически исключен. Ведь потенциально это значительные репутационные издержки и, как следствие, риск оттока рядовых пользователей. Проверить наличие таких избирательных алгоритмов не сложно: достаточно несколько раз — для надежности можно и несколько десятков раз — проехать в такси как пассажир, построив аналогичный маршрут, и посмотреть, совпадает ли он с вариантом таксиста. Но тут стоит учесть один момент: в городах сейчас достаточно много выделенных полос для движения автобусов, по которым легко могут ездить официальные такси. Возможно, непосредственно для навигации такси, это как-то будет учтено при расчете оптимального маршрута. Таким образом, маршрут, построенный таксистом и пассажиром, может не совпадать просто потому, что обычным автомобилям по таким полосам двигаться запрещено.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.
Лента новостей
Все новости »
Компания начала бороться против того, чтобы ее бесплатные продукты использовали в коммерческих целях. Как это сказалось на рынке извоза и могут ли таксисты полностью отказаться от сервиса «Яндекса»?
Фото: Александр Щербак/ТАСС —>
«Яндекс.Такси» в Москве контролирует чуть менее 70% рынка. Если же говорить о России в целом, цифра уже стремится к 80%. Компания намерена и дальше укреплять свое влияние, при этом делает это довольно нетрадиционно. В частности, скупает софт, без которого не обойдется ни один крупный таксопарк.
Так, сервис «Яндекс.Такси» за последние три года приобрел сразу три программы: «Оптеум», «Ростакси» и «Наутакси». Это крупные платформы, на которых завязан бизнес пассажирских перевозок. В этих программах проводятся расчеты с водителями, распределяются заказы, собираются аналитические данные и так далее. Комментирует руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус:
Станислав Швагерус руководитель центра компетенции Международного евразийского форума такси «Надо сказать, что «Яндекс.Такси» очень активно за прошедший год скупал у независимых производителей программного обеспечения по управлению автопарками их программы. Эта стратегия, конечно, повлияла на рынок. «Яндекс.Такси» здесь в очередной раз доказал, что может держать доминирующее положение на рынке. Этот ход «Яндекса» был целенаправленный, в данном случае он получает все данные подрядчиков, которые выполняют заказы, в том числе и других агрегаторов. Я не слышал о таком подходе в международной практике, поэтому можно сказать, что это такое российское ноу-хау».
Впрочем, не все эксперты считают, что «Яндекс.Такси» рискнет использовать этот инструмент для борьбы с конкурентами. Тем не менее агрессивная скупка программ на других компаниях уже отразилась.
В «Такси 2412» Business FM рассказали, что после покупки «Яндексом» сервиса «Наутакси» в работе программы начались перебои. Ущерб от них в «Такси 2412» оценили в 50 млн рублей. В результате фирма перешла на программное обеспечение «Ситимобила».
С появлением этого игрока конкуренция на рынке такси вышла на новый уровень. В новый агрегатор инвесторы вложили 35 млн долларов. Холдингу Мail.Ru Group принадлежит 25% компании. Поэтому конкуренция двух агрегаторов — это также и соперничество двух IT-гигантов.
И соперничество довольно агрессивное. Например, на годовщину «Яндекс.Такси» «Ситимобил» позвал водителей на свою вечеринку. На ней водителям предлагалось перейти под крыло именно к этому агрегатору, а заодно получить 2 тысячи рублей на бонусный счет. Также водители могли бесплатно перекрасить свое авто в цвета нового работодателя.
«Яндекс» же в ответ сделал куда более сильный ход: потребовал платить за использование своего навигатора. В результате «Ситимобил» и другие компании стали срочно менять программное обеспечение, и не всегда переход оказывался гладким. Вот что рассказал таксист Александр:
«Вообще, сбои были, да. Пропадает заказ, например. Был такой сбой, что заказ пропал. В основном это с GPS связано. Дается какая-то очень отдаленная точка, программа обещает, что я подам машину за четыре-пять минут, но понятно, что там и за 20 минут не доедешь. Такие нехарактерные сбои происходят. Я пользуюсь Gett и Indriver. В Gett у навигатора гугловская основа. Основа навигатора — как протоформа гугловских карт. Она не очень удобная, удобнее пользоваться «Яндекс.Навигатором». «Яндекс» обязал платить, захотел, чтобы компании, использующие навигатор в коммерческих целях, платили «Яндексу» ренту. Поэтому Gett и другие компании постарались убрать «Яндекс.Навигатор» из меню автоматического перехода в режим навигации. Таким образом «Яндекс» конкурирует, то есть не дает пользоваться своим более наглядным навигатором сторонним компаниям».
Слова таксистов подтверждает и прошлогоднее исследование портала «ЗаРулем». Сравнивались бесплатные навигаторы от Google и «Яндекса», а также платные Navitel и «СитиГид». В плане ухода от пробок все сервисы оказались хороши, а вот по удобству интерфейса, оперативности обновлений, знанию организации движения навигатор от «Яндекса» оказался вне конкуренции.
А за удобство, как уверен IT-гигант, надо платить. Тем более требования «Яндекса» с точки зрения западного опыта более чем обоснованны. Рассуждает председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов:
Олег Амосов председатель общественного движения «Форум Такси» «На самом деле, это мировая практика. Google, разработав свой навигатор и запустив приложение Uber, которое к нему подключалось, идет так, что один автомобиль в месяц оплачивает около 8 долларов. Получается, в год примерно с каждого водителя выходит около 60-70 долларов — с каждого автомобиля. Это мировая практика, ничего такого здесь нет».
Российские компании такси сегодня оказались перед выбором: либо начать платить «Яндексу» за навигатор, либо же перейти на пока еще бесплатные аналоги. Вот только окупится ли такая стратегия, если, к примеру, Google завтра также запросит плату за свой сервис? В конце концов, в Европе эта компания зарабатывает, так почему же в России таксисты должны ездить по ее навигатору бесплатно?
"Яндекс.Навигатор" — это бесплатный сервис и пользователи смогут пользоваться им безвозмездно. Об этом заявил руководитель "Яндекс.Навигатора" Михаил Высоковский, сообщает газета “ Вечерняя Москва ” .
"В настоящее время мы вносим новые функции, касающиеся, например, парковочного сценария", — пояснил Высоковский.
Как уточнил в свою очередь руководитель гео-сервисов Яндекса Роман Чернин, ни один таксист или обычный автолюбитель платить за "пользование сервером не будут.
Чернин также добавил, что оплата за такси не вырастет и лишних денег никто брать не собирается.
"Яндекс.Навигатор" останется для пользователей бесплатным
Геоприложение "Яндекс.Навигатор" останется бесплатным. Об этом сообщил Михаил Высоковский, руководитель "Яндекс.Навигатора", в рамках круглого стола в эфире сетевого вещания “ Вечерней Москвы ” 27 апреля.
— "Яндекс.Навигатор" — бесплатный продукт. Он и останется бесплатным, — прокомментировал Михаил Высоковский.
Ранее появилось сообщение о том, что навигационное приложение может потребовать плату за пользование.
Кроме этого, во время круглого стола председатель Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко отметил, что с использованием "Яндекс.Навигатора" службами такси пробеги автомобилей значительно уменьшились. Так, средняя скорость подачи автомобиля составляет около семи минут.
"Яндекс.Навигатор" остается бесплатным для россиян
В эфире Сетевого вещания “ ВМ ” обсудили развитие "Яндекс.Навигатора" — в каких случаях и для кого ресурс станет платным, можно ли теперь пользователям рассчитывать не бесплатное обновление, а также другие вопросы.
Участниками круглого стола стали руководитель "Яндекс.Навигатора" Михаил Высоковский, глава гео-сервисов “ Яндекса ” Роман Чернин, а также председатель Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.
Ранее интернет-общественность серьезно встревожили слухи о переходе такого популярного ресурса, как "Яндекс.Навигатор", на платный контент.
По словам Михаила Высоковского, рядовым пользователям переживать не стоит — монетизировать планируется лишь услуги для разработчиков приложений.
Роман Чернин, в свою очередь, отметил, что ожидания от "Яндекс.Навигатора" растут пропорционально его улучшению. Например, сервис подсказывает альтернативный путь, если "на горизонте" показалась пробка или платная дорога.
На вопрос, имеет ли право клиент такси подсказывать дорогу водителю, Борис Коношенко ответил утвердительно:
— Таксист обязан ехать по маршруту, который ему указывает пассажир. Если это не нарушает правила дорожного движения.
О пробках и авариях "Яндекс.Навигатору" сообщают сами пользователи. Для наиболее активных придуманы программы поощрения.
— Мы стараемся регулярно выходить с ними на контакт. Мы приглашаем их в офис или стараемся с ними встретиться и поощрить, — подчеркнул Высоковский.
По словам Коношенко, с введением "Яндекс.Навигатора" существенно уменьшился пробег автомобиля, срок подачи такси (до семи минут), а также аварийность.
Для последнего показателя создаются и голосовые интерфейсы — чтобы водители меньше отвлекались от дороги, многими функциями можно управлять вербально.