Операция нехитрая, но постоянно забываю, как она делается, и каждый раз приходится "открывать" её заново. Здесь приведена пошаговая процедура создания половины окружности (правильная дуга).
[Операция Trim]
1. Нарисуйте круг с помощью инструмента Ellipse Tool.
Чтобы получить правильный круг (не элипс) при создании фигуры удерживайте клавишу Shift.
2. Чтобы получить окружность, отмените заливку круга. Это делается инструментом Fill Color, выберите этот инструмент и кликните No Fill.
3. Выберите инструмент Line Tool.
Поверх окружности нарисуйте линию.
4. Выберите обе фигуры. Порядок выбора фигур в данном случае не имеет значения.
5. Выберите операцию Shape -> Operations -> Trim.
В результате получится набор фигур, одной из которых будет половинка окружности.
[Операция Fregment]
Операция Shape -> Operations -> Fragment позволяет делать не контуры фигур, а залитые фигуры. Повторите шаг 1, шаг 2 делать не нужно, на шаге 3 вместо линии нарисуйте прямоугольник, наполовину перекрывающий окружность, выполните шаг 4, и на шаге 5 выполните операцию Fragment.
Обратите внимание, что здесь от порядка выбора фигур на шаге 4 зависит цвет заливки результата. Все полученные фрагменты пересечений фигур зависят от цвета той фигуры, которая на шаге 4 была выбрана первой.
Поэкспериментируйте с другими функциями из меню Shape, и Вы получите интересные результаты.
Операции применяются к предварительно совмещенным фигурам, причем для некоторых операций имеет значение порядок следования фигур. Чтобы объединить фигуры надо выделить их, при этом для первой фигуры маркеры выделения будут закрашены в зеленый цвет, для остальных – в голубой. Затем надо выполнить Форма/Операция и выбрать одну из следующих операций:
– Фрагмент – разбивает на отдельные фигуры по линиям пересечения;
– Комбинировать– удаляет пересечение фигур и объединяет не пересекающиеся;
– Объединение– объединяет все фигуры в одну;
– Вычитание– из крайней левой фигуры вырезаются все пересечения;
– Пересечение– общий фрагмент из пересечения всех исходных;
– Соединение– то же, что и объединение, но остаются все контурные линии;
– Отсечение– то же, что и разбиение, но остаются только контурные линии;
– Сдвиг – двойная копия фигуры “наружу и вовнутрь” со сдвигом, указанным в окне диалога.
Практикум
1. Создать план зданий БГТУ. Сначала сделать двумерный план, затем преобразовать его в трехмерный. Под изображением разместить подпись.
2. Опробовать различные операции над фигурами. Используя эти операции разработать логотип некоторой фирмы.
СОЗДАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ MS VISIO
Как известно, Visio2K может создавать градиентную заливку только переходом из одного цвета в другой путем перехода через 1 цвет и только под определенным углом. Но иногда требуются более сложные построения. Мы рассмотрим некоторые приемы на полностью масштабируемых объектах.
1) Можно, к примеру, сделать переход через 2-3 основных цвета. Как это сделать? Берем объект, делим его пополам и остатками этого объекта делаем последовательный переход через нужные цвета. (Рис. 1)
2) Таким образом можно сделать весь видимый спектр как один масштабируемый объект. (Рис.2)
3) Также можно менять насыщенность одного или другого цвета в заливке. Делается это простым смещением центра. (Рис.3)
4) Если требуется сделать заливку цветом под определенным углом, то надо сделать следующее. (Рис.4)
- Повернуть фигуру на нужный угол.
- Нарисовать линию и применить команду объединения. (Shape>Operations>Union)
- После объединения будет получен уже другой объект, для которого угол поворота будет нулевым. Применяем заливку нужным переходом цвета и поворачиваем объект на тоже кол-во градусов назад.
Данную операцию можно применять для придания объекту глубины. (Рис.5)
Примечания и общие советы.
1) Для масштабируемости линий можно использовать более простой метод. Для этого требуется в ShapeSheet’е, в разделе LineFormat ввести в строке LineWeight=Weight/100. После этого толщина линий будет изменяться пропорционально объекту. (Рис.6)
2) Для изменения насыщенности цветов в п.4 можно разбивать объект на более тонкие части. (Рис.7)
3) Чем больше будет таких тонких переходов, тем более естественной будет фигура.
Вроде пока все… В следующий раз поговорим о 3-х мерных объектах.
Исходные материалы можно взять для подробного рассмотрения в zip-архиве.