Фильм про лингвиста и инопланетян

Фильм про лингвиста и инопланетян

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

последнее обновление информации: 28.02.17

Премия "Оскар" (2016):
Лучший монтаж звука

Номинация на "Оскар" (2016):
Лучший фильм
Лучший режиссер (Дени Вильнёв)
Лучшая адаптация (Эрик Хайссерер)
Лучший оператор (Брэдфорд Янг)
Лучший художник
Лучший монтаж
Лучший звук

Arrival

Жанр: научно-фантастическая драма
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер
Премьера в России: 11 ноября 2016 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Контакт» (1997)
«Близкие контакты третьей степени» (1976)
отчасти — «Интерстеллар» (2014)
Роман Курта Воннегута «Бойня №5»

Привет, прошлый я.

Год назад ты не включишь «Прибытие» Дени Вильнёва в список самых ожидаемых премьер 2016 года. Хотя уже будешь прекрасно знать, что это экранизация повести Теда Чана «История твоей жизни» и что это отличная, умная и пронзительная повесть. Но ты увидишь, что у фильма ещё нет даты премьеры, и скажешь:

А про себя ещё подумаешь: «История твоей жизни»? Да эту книгу экранизировать невозможно.

Ты так поступишь потому, что твоё сознание движется вдоль времени. Как описывал это Воннегут в «Бойне №5», ты привязан к платформе, едущей по рельсам, и видишь мир только через маленький глазок. Тебе в него пока не видно, что «Прибытие» окажется одной из главных, если не главной научно-фантастической картиной этого года.

Вертикальные «блюдца» инопланетян напоминают монолиты из «Космической одиссеи». Не случайно

Если ты читаешь это — ничего не меняй. Пусть будет сюрприз. Режиссёр Дени Вильнёв явно любит сюрпризы, как и студия Sony. В трейлерах они будут бояться выдать хоть какой-нибудь спойлер. Они ни сном, ни духом не намекнут на темы времени и влияния языка на восприятие реальности (которым повесть Чана посвящена от и до) и покажут только огромные «тарелочки», висящие над городами. В результате зрители примутся сравнивать «Прибытие» с «Днём независимости». Теперь это звучит забавно, правда? Ведь «Прибытие» — вылитый «Контакт» Земекиса.

Вильнёв знает, что предвкушение — одно из самых приятных чувств, оно порой способно впечатлять сильнее, чем само откровение. Пройдёт более получаса фильма, прежде чем нам хоть мельком покажут инопланетян. Но это будут интересные и интригующие полчаса. Необычными ракурсами камеры, умелой работой со звуком и монтажом, напряжённой музыкой Вильнёв будет нагнетать атмосферу, заставит нас с тобой прочувствовать значимость события. Вместе с героиней Эми Адамс мы будем сидеть как на иголках, ожидая, что же дальше.

Грубые, будто каменные, стены «тарелочки» и её тёмные недра завораживают. Прямо платоновская пещера, за выходом из которой — неведомое

Ты-то читал повесть, ты думаешь, что видишь картину целиком и знаешь, к чему всё идёт. Но когда сюжет, наконец, развернётся вовсю, ты окажешься в том же положении, что и простые зрители. Хитрый Вильнёв и его сценарист Эрик Хайссерер только уменьшат глазок на твоей платформе. Взяв за основу повесть Чана и не так уж много поменяв, они расскажут, по сути, свою историю с дополнительным слоем смысла.

Чан всё-таки написал очень личную и сентиментальную книгу. «История твоей жизни» — это и правда история жизни одной девочки от конца до начала глазами её мамы. А Вильнёва девочка не интересует, ей он уделит минимум времени. У повести, можно сказать, две главных героини. У фильма — одна. Мы живём вместе с Луизой, переживаем всё, что чувствует она.

За такой уровень вовлечения стоит сказать спасибо актёрам, в первую очередь Адамс, которая идеально вписалась в роль Луизы. Благодаря её игре фильм получился очень эмоционально сильным, он часто будет напоминать тебе самые трогательные сцены из «Интерстеллара».

Отличная игра Эми Адамс делает всё, что происходит с Луизой, эмоционально убедительным

Вместо девочки Вильнёва волнует реакция землян на прибытие внеземного разума. Он то и дело будет показывать сводки теленовостей, объясняя, что происходит в мире, как вся Земля потихоньку сходит с ума, не зная, чего ждать от незваных гостей. Эта линия придаст «Прибытию» дополнительную глубину. Повесть Теда Чана из занятной зарисовки превратится в философскую притчу, которая расскажет не столько о пришельцах, сколько о людях. О том, готовы ли мы к шоку столкновения с неизвестным. О важности взаимопонимания. О предубеждениях.

Читайте также:  Таблица перевода метров в сантиметры

Но та же линия окажется слабым местом фильма. Вильнёв попытается приплести к истории пришельцев большую политику и сделает это не слишком удачно. Власти мировых держав будут нарочно действовать как можно грубее, чтобы последней надеждой обязательно оказалась Луиза. Упоминания Китая через каждые два слова покажутся тебе очередной попыткой заманить миллиард китайцев в кинотеатры (Россию будут вспоминать куда реже — зная Голливуд, может, это и к лучшему). А чтобы не казалось, что фильм обеляет американцев, Хайссерер мимоходом скопирует одну сцену из «Контакта». Правда, в «Контакте» она была ключевой, а тут на ней даже внимания не заострят.

Кстати, ты, помнится, гадал, как покажут изучение языка пришельцев. Конечно, в общих чертах, как и научную сторону выживания в «Марсианине». Наука представлена в «Прибытии» исписанными досками, диаграммами да парой интересных фактов из лингвистики. И, конечно, герои не будут вести себя как реальные учёные. Да, не только в «Прометее» исследователи норовят поснимать шлемы, войдя в инопланетный объект. Луиза и её коллега Йен будут нарушать технику безопасности, инструкции, приказы — и всё это без последствий.

Джереми Реннер играет Йена, весёлого и ироничного физика, который удачно оттеняет мрачноватую Луизу

Такие вещи будут напрягать тебя по ходу просмотра. В какой-то момент ты усомнишься, так ли хорошо «Прибытие», как писали западные критики. Что ж, пусть это будет тебе уроком. Понять картину можно, только увидев её целиком, до последних штрихов — не этому ли нас учил Тед Чан?

Финальный поворот — неожиданный, но в то же время такой логичный — искупит почти все эти недостатки. Окажется, что Вильнёв понемногу водил нас за нос весь фильм. Притча окончательно обретёт смысл и чёткое завершение. Она расскажет о том, как важно ценить каждый миг жизни. И что эту жизнь можно воспринимать целиком, не как затяжной прыжок из утробы в могилу, а как единую прекрасную картину.

Письменность пришельцев напоминает круги — это хорошо отражает их представление о мире и времени

Именно финал заставит тебя написать обзор вот в таком духе, стилизованном под повесть «История твоей жизни». Пусть даже после фильма она покажется маленькой и незначительной, всего лишь отправной точкой чего-то большего. «Прибытие» — тот редчайший случай, когда книга хороша, а экранизация — ещё лучше.

Награда МИРФ: Фильм года и НФ-фильм года

Фантастика-2016: 10 лучших фильмов года

Всё, что нас удивило, восхитило и порадовало в мире кинофантастики за последний год.

Хорошо быть астрофизиком, — поняли мы, посмотрев «Интерстеллар». Неплохо быть и ботаником, — доказали нам создатели «Марсианина». Пожалуй, трудно было предположить, что главной героиней в очередном фильме про космос станет женщина-лингвист.

Деление на гуманитарные и точные науки прочно засело в наших головах. Гуманитарные — значит «связанные с деятельностью человека». А в сознании большинства технарей — ещё и «бесполезные». Но в «Прибытии» учёный-гуманитарий использует свои знания, чтобы найти общий язык с другой формой жизни, а учёный-физик оказывается «на подхвате». Выходит, бесполезная лингвистика оказалась полезнее такой точной и надёжной физики. Как же так.

В фильме «Прибытие» много нового и загадочного и для гуманитария, и для технаря. Полагаю, большинство зрителей в первую очередь волнует финал фильма, но для начала мне придётся немного окунуться в лингвистику.

Круги, циклы и палиндромы

Круги и замкнутые циклы в «Прибытии» встречаются повсюду. Сама структура фильма циклична: нам кажется, что фильм начинается с прошлого Луизы Бэнкс, и сама героиня рассказывает об этих событиях, используя прошедшее время. Но в финале становится ясно, что начальные кадры изображали будущее Луизы. Для неё самой время замкнулось в круг после того, как она стала понимать язык гептаподов.

Время гептаподов циклично. Они говорят о будущем, как о свершившемся факте. Они знают, что через три тысячи лет им понадобится помощь землян — этим они мотивируют своё прибытие на Землю. Когда один из гептаподов погибает, его напарник говорит о нём, что он «находится в стадии смерти» (в оригинале — death process). Для нас смерть — это точка, финал, за которой ничего нет. У гептаподов иной концепт смерти: это не точка на отрезке, а процесс, стадия временного цикла.

Читайте также:  Расписание дня школьника картинки

Письменность гептаподов напоминает круги. Луиза Бэнкс отмечает, что пришельцы используют нелинейную орфографию, то есть их письменность не предполагает последовательного составления предложения из слов, а слов — из звуков и букв. Логограмма — основная единица их языка — выражает законченную мысль. Поэтому так трудно понять их язык людям, привыкшим собирать свои мысли из отдельных слов.

Ключик к пониманию роли кругов и циклов в фильме — это разговор Луизы и её дочери Анны (в оригинале Hannah). Мама объясняет, что имя девочки — это палиндром. С какой стороны его ни читай, всегда будет одно и то же. Как и имя дочери, время для Луизы обретает два направления — назад и вперёд.

Гипотеза языковой относительности

В разговоре с Иеном Луиза упоминает гипотезу лингвистической относительности Сэпира-Уорфа. Студенты-филологи изучают эту гипотезу на первом курсе, для остальных же эти слова мало что значат. А гипотеза на самом деле очень проста. Понятно, что наше сознание порождает язык. Но Эдвард Сэпир и Бенджамин Уорф предположили, что верно и обратное: язык, на котором мы говорим, оказывает определённое влияние на наше сознание. Носители разных языков по-разному воспринимают действительность и даже по-разному членят её на объекты и явления. С этой точки зрения каждый новый язык, который мы узнаём, способен немного расширить нашу картину мира.

В фильме «Прибытие» гипотеза языковой относительности появляется в связи с тем, что не всем учёным удаётся встроить язык гептаподов в свою картину мира. Их восприятие ограничено собственной языковой картиной. Поэтому китайцы понимают фразу «предложить оружие» слишком буквально и начинают готовиться к решительным действиям. А Луиза Бэнкс догадывается, что «оружие» может означать и «орудие». Она не торопится делать выводы, пока не поймёт до конца логику языка гептаподов.

У Луизы есть преимущество перед учёными других стран — она ставит научный подход выше бытовой логики. Поэтому ей удаётся шагнуть дальше всех и выйти за рамки земной картины мира. Другие учёные подходят к проблеме внеземного языка со своими привычными земными стандартами. Но это неверно. Они не могут отбросить свои человеческие представления о мире, и это мешает им. По этой же причине исследования Иена Доннелли оказываются не столь важными, как открытие Луизы. Забавный парадокс: мы привыкли считать, будто язык математики универсален и его можно применить к любым явлениям во Вселенной. Но учёные констатируют, что пришельцам неизвестна земная алгебра — знания Луизы оказываются более ценными, чем математический подход Иена.

Сильная сторона Луизы — это аналитическое мышление. Она сталкивается с невероятно сложной, нешаблонной задачей. Её можно решить, только полностью отказавшись от какого-либо сопоставления с земными языками. По ходу сюжета Луиза всё глубже проникает в суть языка гептаподов, даже начинает видеть сны на нём. Только это глубокое погружение позволяет ей понять время так, как его понимают гептаподы.

Трудности перевода

Почему фильм «Прибытие» кажется таким злободневным? Кажется, на Землю ещё не опускались корабли пришельцев, и спасать мир пока не нужно… Однако главная проблема, с которой сталкивается Луиза Бэнкс и другие учёные — это не общение с гептаподами. Это общение между разными государствами. Поначалу учёные налаживают тесный контакт и всеми силами стараются решить общую задачу. Но затем неправильная трактовка гептаподских слов заставляет Китай и Россию выйти из союза.

Зачем гептаподам понадобился этот глобальный тимбилдинг? На этот вопрос мне ответить трудно. Они могли бы сразу выйти на Луизу Бэнкс и передать ей свои знания. Вместо этого каждой стране, в которой приземлилась капсула гептаподов, выдали 1/12 текста — задача человечества состояла в том, чтобы этот текст сложить по кусочкам. Но люди со своей задачей не справились. Хотя, казалось бы, гораздо проще понимать друг друга существам одного биологического вида, говорящим на не таких уж разных языках (если сравнивать с гептаподским). Однако люди не сумели договориться между собой, а Луиза Бэнкс и гептаподы — сумели.

Читайте также:  Каковы основные этапы разработки по

Сюжет и смысл концовки фильма «Прибытие»

За первые пять минут фильма мы узнаём целую историю жизни и смерти дочери Луизы Бэнкс — Анны. Стремительно сменяются кадры, и голос Луизы сопровождает нас по воспоминаниям о погибшей девочке. Точнее, по тому, что кажется нам воспоминаниями. В этом и заключается главная хитрость режиссёра — заставить нас поверить, что события фильма разворачиваются после смерти Анны. Но в финале мы узнаём, что это не так.

Первая точка на временной оси фильма — это прибытие гептаподов на Землю. С этого начинается история. Луиза, Иен, их команда и учёные из других стран исследуют язык инопланетян, пытаясь установить цель их прибытия. Поначалу представители всех государств активно делятся успехами друг с другом. Но затем связь обрывается, и Луиза совершает значительный прорыв, оставив коллег далеко позади.

Луиза Бэнкс первая среди земных учёных полностью понимает логику и структуру языка гептаподов. А одна из главный особенностей гептаподского языка — это нелинейность. В частности, гептаподы воспринимают время не как последовательность, а как замкнутый круг. Это отражается и в их языке. Поэтому, заговорив на языке гептаподов, Луиза тоже понимает, что время нелинейно. Я хочу, чтобы вы максимально прочувствовали этот момент: Луиза не обретает сверхспособность перемещаться во времени, как какой-нибудь супергерой. Луиза просто начинает видеть время иначе.

В сознании человека время начинается в некой точке А и следует в точку Б. Поэтому в человеческих языках концепт времени — линейный. Наше настоящее находится в некой точке на отрезке между А (прошлым) и Б (будущим). Для гептапода прошлое, настоящее и будущее — точки на окружности, между которыми можно свободно перемещаться в разные стороны, не только от А к Б. Поэтому гептаподы знают, что случится через три тысячи лет. Осознав, как гептаподы воспринимают время, Луиза тоже начинает видеть своё будущее.

С помощью нового понимания времени Луизе удаётся поговорить с генералом Чаном, который представляет наибольшую опасность для миссии гептаподов на Земле. В фильме это показано как видение, флэшбэк (только не в прошлое, а в будущее). Генерал Чан из будущего рассказывает Луизе детали их разговора, который должен состояться через несколько минут. В частности, сообщает свой номер телефона и передаёт Луизе последние слова своей покойной жены. Луиза в настоящем использует эти сведения из будущего, чтобы совершить звонок и убедить генерала не открывать огонь.

В фильме реплика Луизы на китайском языке остаётся без перевода. Последние слова жены генерала Чана в переводе звучат так: «Война приносит не победителей, а вдов».

Вернувшись с корабля гептаподов, Луиза произносит ещё одну важную вещь. «Я поняла, почему мой муж бросил меня», — говорит Луиза Иену, и тот удивляется: «Ты была замужем?». Не была, а будет — на корабле Луизе открылось её собственное будущее. Она выйдет замуж за Иена, у них родится дочь Анна. Анне суждено умереть от рака, и Луиза знает об этом уже сейчас, до её рождения. Луиза знает, что не расскажет Иену о своём видении, когда тот предложит завести ребёнка. Луиза знает, что потом всё-таки наберётся смелости сказать об этом, но для Иена это открытие окажется слишком тяжёлым. Луиза знает, что Иен оставит их с дочерью, и она одна будет провожать Анну в последний путь.

Выбор Луизы Бэнкс может показаться странным. Выйти замуж за человека, зная, что он тебя бросит? Родить ребёнка, зная, что переживёшь его? Возможно, это действительно странно и напоминает скорее слепое смирение перед судьбой, нежели сознательный выбор взрослого человека. Но тем не менее это и есть свободный выбор Луизы Бэнкс. Зная, сколько печальных событий ей предстоит пережить, зная, что её выбор принесёт боль ей и Иену, зная, что их дочь погибнет — она всё равно выбирает прожить эту жизнь и провести счастливые минуты и часы с Иеном и Анной.

Ссылка на основную публикацию
Троттлинг процессора что это
Простой компьютерный блог для души) Всем привет. Сегодня мы затронем тему процессоров, а если быть точнее, то такое явление как...
Схема indesit wisl 83
Инструкции и файлы Файл Страниц Формат Размер Действие 12 pdf 250.49KB Чтобы ознакомиться с инструкцией выберите файл в списке, который...
Схема блока питания для шуруповерта 12 вольт
Аккумуляторный шуруповерт – удобный и необходимый в хозяйстве инструмент. При эксплуатации «от случая к случаю», он может верой и правдой...
Троянские программы и хакерские утилиты
В данную категорию входят программы, осуществляющие различные несанкционированные пользователем действия: сбор информации и ее передачу злоумышленнику, ее разрушение или злонамеренную...
Adblock detector