Федеральная космическая программа россии 2016 2025

Федеральная космическая программа россии 2016 2025

Основные положения Федеральной космической программы 2016-2025

Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.

Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.

На первом этапе (2016 — 2020 годы) осуществляются наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава преимущественно космическими аппаратами, созданными в предшествующий программный период, опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, создание которых планируется в соответствии с Программой, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.

На втором этапе (2021 — 2025 годы) осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года.

    развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектами на траекториях полета к Луне и Марсу;

создание многофункциональной космической системы ретрансляции, обеспечивающей обслуживание космических аппаратов в режиме индивидуального доступа;

создание космических комплексов для контроля солнечной активности, космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;

создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут;

обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании и производстве ракетно-космической техники;

создание не менее 5 космических аппаратов для проведения углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, а также для доставки образцов лунного грунта на Землю;

предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, отвечающих необходимым потребностям гидрометеорологической службы;

выполнение международных обязательств по Международной спутниковой системе поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ» и по участию не менее чем в 2 миссиях в рамках международной кооперации по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца, в осуществлении полетов автоматических космических аппаратов к планетам и телам земной группы, доставке грунта с Фобоса;

создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит;

проведение научно-исследовательских работ, создание перспективных базовых изделий и освоение критических технологий, обеспечивающих создание изделий ракетно-космической техники с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, созданных по перспективным производственным технологиям, с использованием систем цифрового проектирования и моделирования, аддитивные технологий и новых композиционных материалов, элементной базы нового поколения, а также перспективных коммуникационных систем, приборов и устройств на основе технологий фотоники и квантовых эффектов;

создание не менее двух отечественных космических обсерваторий и разработка до уровня наземной экспериментальной отработки комплекса научной аппаратуры не менее 2 космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических объектов;

завершение развертывания российского сегмента Международной космической станции в составе 7 модулей и продолжение ее эксплуатации до 2024 года с обеспечением технической возможности создания российской орбитальной станции на базе 3 российских модулей Международной космической станции после завершения ее эксплуатации;

создание космического комплекса и выполнение научной программы по исследованию факторов, воздействующих на живые организмы в ходе полетов космических аппаратов на околоземных орбитах;

создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения и проведение его летной отработки (не менее 3 запусков), разработка ключевых элементов космических ракетных комплексов сверхтяжелого и среднего классов;

обеспечение сокращения длительности опытно-конструкторских работ;

обеспечение готовности организаций ракетно-космической отрасли к выполнению мероприятий Программы.

СВЯЗЬ, ВЕЩАНИЕ И РЕТРАНСЛЯЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

К 2025 году РОСКОСМОС планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов (КА) в 2015 году до 41 КА. При этом только 17 КА изготавливаются за счет бюджетных средств. Что позволит к 2025 году обеспечить:

  • на 100% подвижную президентскую и правительственную связь, распределение программ телерадиовещания на территории РФ;
  • передачу сообщений, голосовую и документальную связь, контроль и управление состоянием особо опасных и критически важных объектов в интересах федеральных органов исполнительной власти;
  • глобальное и непрерывное телекоммуникационное обслуживание низкоорбитальных космических аппаратов наблюдения, контроль и управление международной космической станцией (МКС), передачу телеметрической информации с ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) при запусках.

Более чем в 2,5 раза возрастут возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг непосредственного телевизионного вещания, телевизионного вещания высокой четкости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, ведомственных и корпоративных сетей связи. Развертыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения арктического региона.

К 2025 году планируется увеличить орбитальную группировку с 8 КА (в 2015 году) до 23 КА. Орбитальная группировка средств ДЗЗ позволит значительно снизить зависимость РФ от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения.

Примеры результатов расширения возможностей орбитальной группировки ДЗЗ, представляющих интерес для самого широкого круга потребителей (обычных граждан): повышение достоверности краткосрочных прогнозов погоды в регионе и повышение периодичности получаемых данных о состоянии застроек окрестных площадей дачных участков и сельских поселений, строительстве дорог, состоянии близлежащих лесных массивов (гари, вырубки и т.д.).

Кроме того, космические комплексы ДЗЗ способны обеспечивать создание кадастров природных ресурсов, определение мест и масштабов чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки в Арктике.

На космические аппараты гидрометеорологического обеспечения «Метеор-М» запланирована установка целевой аппаратуры КОСПАС-САРСАТ.

КОСПАС-САРСАТ – это международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолетах в случае аварийных ситуаций.

Основные характеристики создаваемых в рамках Программы КА будут значительно превышать характеристики КА, созданных в предыдущий программный период и не будут уступать аналогичным показателям зарубежных КА.

В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски 15 КА и увеличить при этом состав орбитальной группировки с 1 КА в 2015 году до 4 КА в 2025 году.

Основные мероприятия: международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс», реализация научных программ исследований астрофизических объектов (КА «Спектр-РГ», «Спектр-УФ») и реализация первого этапа лунной программы, предусматривающего запуск 5 автоматических КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный) «Луна-Грунт»).

В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски следующих КА:

  • для реализации научных программ исследований астрофизических объектов – 2 КА («Спектр-РГ», «Спектр-УФ»);
  • для изучения комбинированных эффектов невесомости и ионизирующей радиации на различные организмы в ходе полета – 2 КА («Бион» № 2, 3);
  • для исследования Луны, Марса и планет Солнечной системы – 8 КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный), «ЭкзоМарс» № 1, 2, «Луна-Грунт», «Экспедиция-М»);
  • для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды – 3 КА («Арка», «Резонанс», «Ломоносов»).
Читайте также:  Выделение текста в ячейке excel

До 2024 года будет продолжена эксплуатация Международной космической станции (МКС). В это время предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые уже находятся в производстве, дополнив их системами, обеспечивающими автономность полета после 2024 года, для обеспечения возможности создания на их основе российской орбитальной станции.

Эксплуатация МКС до 2024 года позволит проводить эксперименты не только в интересах социально-экономической сферы, но обеспечить отработку ряда перспективных технологий и космических систем (комплексов), необходимых для реализации программ освоения Луны и дальнего космоса.

Кроме того, в рамках реализации второго этапа лунной программы (пилотируемого) планируется в 2021 году начать в беспилотном варианте летные испытания пилотируемого космического корабля нового поколения, а в 2023 году – провести первый пуск с экипажем к МКС.

Также Программа предусматривает создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки человека на Луну.

Особое значение для обеспечения перспективы развития отечественной космической техники и ракетно-космической отрасли имеет развитие базовых элементов и перспективных технологий.

Программа предусматривает выполнение работ, в результате которых будет обеспечено создание:

  • целевой аппаратуры КА ДЗЗ для наблюдения со сверхвысоким разрешением на основе новых технологий, а также для связи и ретрансляции на основе отечественных комплектующих;
  • параметрических рядов двигательных установок средств выведения и КА на экологическом топливе, ядерных энергетических установок, систем управления для средств выведения;
  • общеотраслевых технологий космического машиностроения, приборостроения, материаловедения в интересах доведения надежности космических средств до мирового уровня.

Реализация в полном объеме планируемых в рамках Программы мероприятий позволит создавать новые поколения КА не «с нуля», а на базе отработанных конструкций, что удешевит и ускорит процессы их разработки, а также нарастить постоянно действующую отечественную орбитальную группировку социально-экономического, научного назначения с 49 КА на начало 2016 года до 73 КА в 2025 году.

Будет обеспечено требуемое качество и безопасность ракетно-космической техники, включая развитие методов и средств наземной отработки космических автоматических и пилотируемых аппаратов, создание отечественной компонентной базы космического применения, развитие системы контроля околоземного космического пространства и предупреждения об опасных сближениях.

Таким образом, реализация Программы позволит придать импульс для развития имеющегося космического потенциала, который позволит решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космической техники в интересах обороноспособности, безопасности, социально-экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.

Основными принципами осуществления Программы в целях решения задач государственной политики в области космической деятельности в интересах социально-экономической сферы, науки, техники и международного сотрудничества в 2016 – 2025 годах являются:

  • соответствие целей и задач Программы целям и задачам государственной политики в области космической деятельности;
  • техническая реализуемость, учитывающая при формировании Программы существующий научно-технический и научно-технологический потенциал организаций ракетно-космической отрасли, а также прогнозируемые мероприятия по их техническому и технологическому переоснащению;
  • последовательное замещение импортной электронной компонентной базы отечественного производства;
  • всесторонняя обоснованность направлений развития ракетно-космической техники, предусматривающая опережающее проведение системных исследований, а также комплексное обоснование проектных обликов и требований к техническим характеристикам космических систем и комплексов, совершенствование организации, повышение научной и прикладной значимости научно-исследовательских работ;
  • инновационное развитие, предусматривающее приоритетное включение в Программу инновационных проектов и технологий, обеспечивающих мировой уровень технических (технологических) и эксплуатационных характеристик создаваемой ракетно-космической техники;
  • оптимизация бюджетных расходов, формируемых в соответствии с экономическим потенциалом страны и с привлечением внебюджетных средств для достижения целей Программы;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, (в соответствии с Основами государственной политики), передача в сферу ответственности бизнеса изделий космической техники в интересах удовлетворения потребностей социально-экономической сферы;
  • рациональная преемственность, предусматривающая включение в Программу лишь тех мероприятий Федеральной космической программы России на 2006 — 2015 годы, для которых подтверждена актуальность и реализуемость принятых технических решений.

Для достижения главных целей государственной политики в области космической деятельности Основами государственной политики установлены следующие приоритеты космической деятельности:

  • деятельность, связанная с обеспечением гарантированного доступа Российской Федерации в космос со своей территории, с развитием и использованием космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, в целях обороны страны и безопасности государства, а также с развитием ракетно-космической отрасли и выполнением международных обязательств;
  • деятельность, связанная с созданием изделий ракетно-космической техники в интересах науки;
  • деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов, включая создание научно-технического задела для осуществления проектов в рамках международной кооперации.

МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Правительство России под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева утвердило проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.

Финансирование программы составит 1,4 трлн рублей против 2 трлн, которые планировалось выделить по первоначальному проекту, подготовленному весной 2015 года. Кроме того, утвержденный вариант программы предполагает, что еще 115 млрд рублей могут быть дополнительно выделены после 2021 года.

По итогам обсуждения Медведев принял решение одобрить проект Федеральной космической программы.

"Хорошо, давайте примем решение, — сказал премьер. — Действительно, программа масштабная, но нам нужны и такие большие программы даже в условиях, когда с экономикой не все так просто. Принимаем решение".

Курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркнул, что над проектом программы была проведена огромная работа в условиях сокращения финансирования. По его словам, за счет работы, которая началась по созданию госкорпорации "Роскосмос", удалось сохранить все основные приоритеты. "Действительно, были приняты решения по сокращению типажей ракет-носителей, по унификации бортовых систем космических комплексов за счет внедрения перспективных технологий", — перечислил Рогозин.

При этом он отметил, что использование новейших цифровых технологий и математического моделирования ситуаций, с которыми сталкивается космическая техника в околоземном пространстве, а также за счет интеграции структур в области космического двигателестроения удалось, несмотря на сокращение финансирования, сохранить такие направления, как открытие задельных работ по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса и создание системы обслуживания космической орбитальной группировки.

"В принципе, ничего по дороге не растеряли, основные программы будут профинансированы в рамках Федеральной космической программы", — заключил Рогозин.

Первый вопрос повестки – о проекте Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы.

Принятые решения

Д.Медведев: Уважаемые коллеги, мы начнём заседание Правительства с обсуждения проекта Федеральной космической программы. Она рассчитана на 10 лет – с 2016 по 2025 год. Мы принимаем её в тот период, когда уже есть значительный опыт. Будут отмечаться важные и для нашей страны, и для всего мира юбилейные даты в освоении Вселенной. 12 апреля – 55-летие первого полёта в космос, а 31 марта исполняется полвека, как с космодрома Байконур стартовала автоматическая межпланетная станция «Луна-10» и стала, по сути, первым искусственным спутником Луны.

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании Правительства

17 марта 2016 года

Но эти успехи были не только в прошлом, они есть и в настоящем, даже несмотря на то что финансирование космоса стало строиться по иным принципам, нежели это было в советские времена. Вы знаете, что в понедельник стартовала миссия к Марсу. Она называется «ЭкзоМарс-2016», это совместный проект – наш и Европейского космического агентства, направлен на изучение Марса. Есть и другие примеры новых технологий, новых решений, которые использованы, поэтому нам сегодня нужно обсудить, что необходимо сделать в будущем, для того чтобы добиться более впечатляющих результатов.

Читайте также:  Как настроить пульт universal tv remote

Несколько замечаний по этому поводу. Во-первых, что необходимо делать – это дальнейшее развитие орбитальной группировки спутников связи, телевизионного и радиовещания. Это сугубо прикладные цели, связанные с обеспечением нашей информационной независимости. Тем не менее они важны, и всего к 2025 году предполагается нарастить группировку до 73 аппаратов, а сейчас их чуть меньше 50.

Повестка заседания

Во-вторых, будет развёрнута до минимально необходимого состава группировка автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах. Это плановая деятельность по изучению космоса.

Участники заседания

Список участников заседания Правительства, 17 марта 2016 года

В-третьих, планируется завершить развёртывание российского сегмента Международной космической станции, которую наша страна будет использовать достаточное количество лет.

В-четвёртых, мы создаём на космодроме Восточный космический ракетный комплекс тяжёлого класса для запуска автоматических аппаратов. К 2023 году там должна быть сформирована инфраструктура, которая позволит запускать космические корабли по программе пилотируемых полётов.

Это лишь некоторые из целей, которые заложены в Федеральной космической программе. Чуть подробнее об этом доложит генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Анатольевич Комаров.

Также в сегодняшней повестке дня – исполнение федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы в прошлом году. Это в общем-то традиционный рутинный вопрос, но тем не менее он должен находиться под постоянным контролем Правительства. Анализ выполнения программ мы проводим ежеквартально, это оправданно, ведь в рамках ФЦП и ФАИП расходуются очень значительные деньги. Программы охватывают все основные направления работы Правительства, и необходимо чётко понимать, по каким мероприятиям государственные и, соответственно, привлечённые частные деньги работают с необходимой отдачей, а где они лежат мёртвым грузом или не приносят необходимого результата, в том числе и с учётом этой информации планировать финансирование программ на будущее. Но об этом мы с вами говорим регулярно, практически каждый день, поэтому более об этом говорить не буду, просто послушаем этот доклад, примем необходимые решения.

Несколько слов о других вопросах. У нас в повестке дня закон, который должен обеспечить дополнительную защиту прав наших граждан на исполнение судебных решений в разумный срок. Случаев, когда органы государственной власти, муниципалитеты, отдельные должностные лица не исполняют законные требования граждан, достаточно. К сожалению, из-за такого бездействия приходится людям отстаивать свои интересы через суд, тратить и время, и деньги. Некоторые из тех, кто должен нести ответственность за свои ошибки, считают возможным не исполнять решения суда или просто затягивать их исполнение. Тем самым подрывается и доверие к судебной системе, поэтому этот законопроект предоставляет гражданам и юридическим лицам право требовать через суд компенсацию за несвоевременное исполнение уже вступивших в силу судебных решений.

И, как обычно, мы распределяем субсидии. Регионам, которые расположены в Байкальской природной территории, направляется 1 млрд 300 млн рублей. За счёт этих денег будут построены современные объекты сортировки, перегрузки и размещения отходов, отремонтированы существующие, также будут модернизированы и переведены на экологически чистые технологии системы теплоснабжения. Всё это необходимо для сохранения экосистемы Байкала – это тема, которой мы занимаемся постоянно.

Ещё один вопрос. Мы утверждаем предельный объём субсидий, которые предоставляются инвесторам на реализацию проектов на Дальнем Востоке. Речь идёт о сумме более чем в 23 млрд рублей, которые пойдут на создание и реконструкцию инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов, их подключение к газу и электричеству. Вчера об этом на совещании у Президента тоже говорили. В 2016 году предельный объём субсидий будет более 7 млрд рублей, так что посмотрим и по этим субсидиям.

Документы

Хочу также проинформировать, что я подписал два постановления Правительства о создании двух новых территорий опережающего развития на территории Дальневосточного округа – это «Южная» и «Горный воздух». Они образуются на Сахалине. Теперь у нас, получается, 12 таких территорий.

Мы продолжим софинансировать региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, некоторые другие вопросы сегодня рассмотрим.

Давайте приступим к обсуждению первого вопроса – по Федеральной космической программе. Игорь Анатольевич, прошу вас.

Доклад генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова на заседании Правительства

Представляю проект Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы, разработанный госкорпорацией «Роскосмос» совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации. Это один из основных программных документов, который определяет развитие космической деятельности на ближайшие 10 лет. Его разработка задана планом реализации Основ государственной политики в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.

Проект программы прошёл все необходимые процедуры рассмотрения, в том числе посекционно и в целом на научно-техническом совете и заседании коллегии «Роскосмоса», на совете Российской академии наук по космосу, на научно-техническом совете и заседании коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, а также в Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации.

С учётом сложившейся экономической и внешнеполитической ситуации нам было крайне важно не ошибиться в выборе приоритетных мероприятий, реализация которых позволила бы гарантированно обеспечить динамичное развитие отечественной космонавтики и минимизировала риски и потери позиций в этом виде деятельности.

В связи с этим сценарные варианты программы неоднократно докладывались и Президенту страны, и Председателю Правительства Российской Федерации. В результате оптимизационных процедур сформирован сбалансированный по срокам, ресурсам и степени достижения поставленных целей программный документ, определяющий развитие одного из наиболее технологичных секторов экономики – космической деятельности.

И.Комаров: «Объём бюджетного финансирования программы определён в размере 1 трлн 406 млрд. Также предусматривается возможность выделения дополнительного бюджетного финансирования в размере 115 млрд после 2022 года».

Объём бюджетного финансирования программы определён в размере 1 трлн 406 млрд. Также предусматривается возможность выделения дополнительного бюджетного финансирования в размере 115 млрд после 2022 года.

Остановлюсь на основных параметрах приоритетных направлений деятельности, которые реализуются в рамках программы.

Основой первого приоритета является поддержание развития орбитальной группировки и создание необходимых для этого средств выведения. Реализация в полном объёме планируемых мероприятий позволит нарастить постоянно действующую отечественную орбитальную группировку социально-экономического, научного значения с 49 до 73 аппаратов в 2025 году. Состав и качественные характеристики орбитальной группировки определяют уровень удовлетворения потребностей в социально-экономической сфере и науке.

По направлению «Связь, вещание, ретрансляция» предполагается к 2025 году орбитальную группировку с 32 космических аппаратов увеличить до 41-го, и при этом большая часть космических аппаратов будет сделана и запущена за счёт внебюджетных средств. Это позволит в 2025 году обеспечить мировой уровень и полностью удовлетворить потребности по пропускной способности системы ретрансляции космической информации, увеличить пропускную способность персональной спутниковой связи в 1,3 раза, а системы трансляции – в 3,3 раза; обеспечить предоставление телекоммуникационных услуг и повысить возможность их предоставления спутниковыми средствами на всей территории Российской Федерации, в том числе в стратегически важном для России Арктическом регионе.

Читайте также:  Приложение для проверки купюр айфон

По направлению «Дистанционное зондирование Земли» к 2025 году планируется увеличение орбитальной группировки с восьми космических аппаратов до 23-х. Орбитальная группировка средств дистанционного зондирования Земли позволит значительно снизить зависимость Российской Федерации от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения. Основные характеристики отечественных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли нового поколения не будут уступать аналогичным показателям зарубежных аппаратов.

Доклад генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова на заседании Правительства

Для реализации задачи поддержания и развития орбитальной группировки в программе предусмотрены соответствующие работы по необходимым средствам выведения. Основным трендом развития ракет-носителей в этот период является сокращение номенклатуры состава средств выведения с восьми до двух на базе ракет-носителей «Союз» нового поколения и новой ракеты-носителя «Ангара». При этом количество эксплуатируемых ракет-носителей сократится с 12 до шести типов.

При этом в программе также предусмотрены задельные работы по ракете-носителю нового поколения, а также задельные работы по ракете-носителю сверхтяжёлого класса.

Ко второму приоритету относится создание космических средств в интересах удовлетворения потребностей науки. В период с 2016 по 2025 год по данному направлению планируется осуществить запуски 15 космических аппаратов и увеличить при этом состав орбитальной группировки с одного в 2015 году до четырёх космических аппаратов в 2025 году.

Основными мероприятиями являются: международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс», который недавно успешно был начат, и российская часть средств выведения – и «Протон-М», и разгонный блок «Бриз» успешно выполнили свою миссию и отработали; также предполагается второй этап реализации «ЭкзоМарса» и реализация научных программ исследований астрофизических объектов, выполнение первого этапа лунной программы, предусматривающей запуск пяти автоматических космических аппаратов – «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (в составе орбитального аппарата, посадочных аппаратов) и «Луна-Грунт».

Далее остановлюсь на третьем приоритете космической деятельности – осуществлении пилотируемых полётов, включая обеспечение пилотируемых полётов к планетам и телам Солнечной системы. В рамках программного периода, а именно до 2024 года, будет продолжена эксплуатация Международной космической станции. В этот период предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые находятся в высокой степени готовности, находятся в производстве, дополнив их системами, которые обеспечат автономность полёта, после 2024 года в случае принятия соответствующего решения для обеспечения возможности создания на основе этих модулей российской орбитальной станции.

Эксплуатация МКС до 2024 года позволит не только проводить эксперименты в интересах социально-экономической сферы, но и обеспечить отработку ряда перспективных технологий космических систем, которые необходимы для реализации программ освоения Луны и дальнего космоса.

Кроме того, в рамках реализации второго этапа лунной программы планируется в 2021 году начать в беспилотном варианте лётные испытания пилотируемого космического корабля, который мы сейчас разрабатываем, нового поколения. Предполагается осуществить этот пуск в рамках реализации второго этапа строительства космодрома Восточный и обеспечить этот пуск в конце 2021 года, а в 2023 году также с космодрома Восточный провести первый пуск с экипажем МКС.

Также программой предусмотрено создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки человека на Луну.

Сформированный в рамках программы потенциал современных космических средств призван обеспечить развитие практически всех секторов экономики и в конечном счёте позволит внести реальный вклад в достижение общенациональных приоритетов, таких как повышение качества жизни населения страны.

Прошу поддержать принятие представленной программы, реализация мероприятий которой позволит обеспечить поступательное развитие отечественной космонавтики, сохранение положения России среди ведущих космических держав и укрепление её позиций на международном рынке космических товаров и услуг.

Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо большое.

Пожалуйста, какие будут комментарии, предложения по докладу Игоря Анатольевича Комарова?

Надо сказать, что фундаментальная часть была затронута бюджетными проблемами в меньшей степени: она была сокращена, но сокращена не очень сильно. В результате есть направления, которые вошли в эту программу. Я бы в первую очередь отметил эксперименты со спектром в рентгеновском и ультрафиолетовом излучении. Речь идёт об изучении дальнего космоса. Нельзя это делать на Земле, потому что земная атмосфера не пропускает ультрафиолет и рентгеновское излучение, а это наиболее информативные диапазоны.

По Луне было сказано достаточно. Отмечу только, что новые задачи, которые возникли по Луне, относятся к полярным областям, где, учёные предполагают, может находиться вода.

МКС – это действительно очень важная вещь. Академия наук там имеет несколько экспериментов – по полевой плазме, по бозе-эйнштейновской конденсации, по медицине, по горению. Хорошо, что это осталось.

К сожалению, во вторую очередь переведены работы по солнечно-земным связям, это актуальнейшее дело. Вы понимаете, что влияние Солнца на Землю очень многообразное. Оно и деструктивно, с другой стороны, оно сохраняет нашу жизнь, тем не менее мы очень плохо знаем Солнце. К сожалению, как я уже сказал, это дело вышло из программы, и мы очень надеемся, что, когда появятся деньги, всё-таки нам удастся солнечно-земные связи держать.

Буквально одно слово по международным связям. В этой программе очень сбалансированно учтены наши работы на других космических объектах. Я должен Вам сказать, что, скажем, по «ЭкзоМарсу» половина аппаратуры, которая стоит на этом объекте, сделана у нас, в Академии наук, и поставлена вместе с космическим агентством. Речь идёт об оптических свойствах атмосферы Марса и нейтронном зондировании на предмет поиска воды, а следовательно, жизни. На пяти сегодняшних научных станциях работают пять наших приборов, на международных станциях, я имею в виду Европейское космическое агентство, НАСА и Японию. Поэтому Академия наук, разумеется, поддерживает эту программу. Она оптимальна, ещё раз хочу сказать, и надеюсь, что в результате её выполнения, мы вернём то былое лидерство, для которого мы работаем сейчас.

Д.Медведев: Спасибо большое, какие ещё будут комментарии? Пожалуйста, Дмитрий Олегович.

Действительно огромная работа была проведена над проектом Федеральной космической программы в условиях сокращения финансирования. За счёт той работы, которая началась по созданию государственной корпорации, удалось сохранить все основные приоритеты. Действительно, были приняты решения о сокращении типажей ракет-носителей, об унификации бортовых систем на космических комплексах за счёт внедрения перспективных цифровых технологий и математического моделирования ситуаций, с которыми сталкивается космическая техника в околоземном пространстве, за счёт интеграции самих структур. Прежде всего в области космического двигателестроения удалось, несмотря на сокращение финансирования, сохранить такие важнейшие направления, как открытие задельных работ по созданию ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, чего у нас до сих пор не было, что было в Советском Союзе. Мы сейчас эту работу открываем. И второе, конечно, – создание системы обслуживания космической группировки, орбитальной группировки.

Поэтому докладываем, что в принципе ничего по дороге не растеряли. Основные программы будут профинансированы в рамках Федеральной космической программы. Просим поддержать.

Д.Медведев: Спасибо. Есть ещё какие-то комментарии? Нет?

Хорошо, давайте примем решение. Действительно, программа масштабная, но нам нужны и такие большие программы, даже в условиях, когда с экономикой не всё просто. Принимаем решение.

Ссылка на основную публикацию
Троттлинг процессора что это
Простой компьютерный блог для души) Всем привет. Сегодня мы затронем тему процессоров, а если быть точнее, то такое явление как...
Схема indesit wisl 83
Инструкции и файлы Файл Страниц Формат Размер Действие 12 pdf 250.49KB Чтобы ознакомиться с инструкцией выберите файл в списке, который...
Схема блока питания для шуруповерта 12 вольт
Аккумуляторный шуруповерт – удобный и необходимый в хозяйстве инструмент. При эксплуатации «от случая к случаю», он может верой и правдой...
Троянские программы и хакерские утилиты
В данную категорию входят программы, осуществляющие различные несанкционированные пользователем действия: сбор информации и ее передачу злоумышленнику, ее разрушение или злонамеренную...
Adblock detector