Что такое моно и стерео звук

Что такое моно и стерео звук

Старая битва титанов винила

Виниловый бум шагает по планете. Не станем предсказывать бодро возвращающемуся в фонотеки древнему формату носителей ни долгую жизнь, ни скорый конец. Лучше прокатимся на волне интереса, вспомним одну из ярких страниц истории звукозаписи, раскрывающих тему «человек и звук».

Пятидесятые годы прошлого столетия – время, когда формировался эталон саунд-комфорта, который отлично вписывается в рекламный, парадный облик той эпохи. Это было время выработки критериев потребления, тогда создавались технологии и идеалы, и цивилизация использует их до сих пор – от компьютеров до атомной энергии в промышленности, от искусственных тканей до массовых автомобилей в быту.

Эстетика эпохи была воплощена и в музыке. На этот период пришлась «встреча» аудиофор­матов – моно и стерео. Второй вытеснял первый, сложилась ситуация даже более революционная, чем актуальное противостояние «аналог vs цифра». Креативность работала на прогресс, соответствовала изменениям – и музыки, и жизни. Позитивный дух объединял музыкантов и инженеров, художников звука, и передавался слушателям, которые тоже должны быть талантливы и воспитанны.

У достигнутой тогда вершины есть имя. За многие лучшие записи отвечает Руди (Рудольф) ван Гелдер, «лучший звукоинженер в истории звукозаписи», более всего его имя связано с записями легендарного лейбла Blue Note. В его работе сошлись опыт и вкус, была нащупана точка равновесия и удовольствия. У самого Руди в то время не было стереопроигрывателя, но как же живо играют, буквально дышат, выпущенные им альбомы… Они звучат естественно, одновременно мягко и звонко, они настраивают на легкость движения.

Пока публика разбиралась в предпочтениях, а индустрия – в технологии, многие записи издавались одновременно и в стерео, и в моно. И до сих пор нет единого мнения, что же лучше. Интерес меломанов к сравнению призвана удовлетворить серия заново выпущенных записей, сделанных (в том числе и Руди ван Гелдером) и собранных в обоих вариантах вместе – на двойных альбомах. Эти диски можно назвать эталонными, но сурово отметим – это «новоделы», альбомы, изданные недавно, на 180-граммовом аудиофильском виниле. Вспоминают же эстеты релизы, выпущенные в прошлом столетии. Разница в звуке между ними есть, но это тема другого разговора.

Cannonball Adderley, Miles Davis
«Somethin’ Else» (Stereo & Mono) 1958/2018

Это ван Гелдер. Альбом саксофониста «Кэннонболла» Эддерли – музыканта не «самого-самого», а просто очень хорошего, записан с участниками квинтета Майлза Дэвиса. В этом составе играл и саксофонист Джон Колтрейн, но в той сессии участвовать не мог – наркотики начали уже уничтожать его. Альбом – одна из вершин джаза как музыки «для всех», музыки, внушающей любовь. С этого диска можно начинать знакомиться с понятием «джаз» – он виртуозен и включает потрясающий трек, стоящий выше времен и стилей, – это одно из лучших исполнений «Autumn Leaves» Йожефа Космы, мелодии, словно растворяющейся в душе слушателя и еще долго звучащей там… Есть тут и «Love for Sale» Кола Портера, объединяющая эпохи от Эллы Фитцджеральд до Boney M.

На стереодиске духовые и ритм-секция разведены по разным каналам. В этом наивном приеме есть дух того времени. Он не показывает положение инструментов, но здорово демонстрирует, как они «разговаривают», общаются, импровизируют. Моноверсия звучит менее ярко, но коллективную игру передает четче, когда же надо выделить инструмент, это делается искусной аранжировкой. Это альбом ансамбля, поэтому предпочтем моно, хотя стереовариант и содержит дополнительный трек «Allison’s Uncle», ставший известным позднее как «Bangoon».

Duke Ellington & John Coltrane
(The Stereo & Mono Versions) 1962/2018

Следующим слушаем альбом (тоже со звуком от ван Гелдера), записанный двумя величайшими музыкантами. Дюк Эллингтон сделал для жанра больше, чем кто бы то ни был, однако к гениям джаза его относят не всегда. Он – гений, но не импровизации, а организации, эстетики, понимания музыки. А вот Джон Колтрейн – явленный гений звука и чувства. Каждый вскрик его саксофона для поколений джаз-фанов был откровением и проникновением в суть вещей. Объединяет звезд одухотворенность, духовность их творчества. Целью оба полагали развитие, движение музыки к Богу. Эллингтона помнят и по хитам дансингов, и по «Духовным концертам», а Колтрейн останется в памяти и как открыватель новых миров импровизации, и как автор великого альбома «A Love Supreme» («Всевышняя любовь»). В Штатах есть даже церковь Колтрейна, в Москве, в Клубе Козлова, кстати, можно увидеть его «икону».

Стереозвук на альбоме сделан в тех же традициях: в одном канале доминирует саксофон, в другом – ритм-секция и фортепиано, и этот вариант представился более интересным, чем моно. Два музыканта стремились создавать комфортную обстановку, альбом – игра больших талантов, и за ней любопытнее следить с большей детализацией происходящего.

Billie Holiday «Lady in Satin»
(Stereo & Mono Versions) 1958/2018

Но не ван Гелдером же единым! Дирижер Рэй Эллис, продюсер Ирвинг Таунсенд и звукоинженер Фред Плаут работали на Columbia Records, когда великая, но непутевая Билли Холидей захотела записать нечто «нежное». В тот момент у джаз-дивы все было непросто – и в судьбе, и с голосом. Да и жить ей оставалось недолго. Этот диск – ее последний прижизненный релиз. Решение записать с большим оркестром вокал Билли – выворачивавшие души наизнанку хрип и стон, эстетику, повторенную не раз следующими эпохами, вплоть до волшебников трип-хопа Portishead – было идеей смелой и неожиданной. Получился почти easy-listening. За музыкой не стоят философствования и концепции, но мастерство и вдохновение тут таковы, что душа отдыхает и ощущает себя на своем месте.

На альбоме есть эмоциональный хит «I’m a Fool to Want You» и вещи «I Get Along Without You Very Well» плюс «You’ve Changed», спетые, словно выдохнутые, рассказывающие «про главное» – про жизнь и про любовь. Аранжировка – решающий фактор, альбом звучит лучше, когда звук «богаче», выбираем вариант стерео, хотя фанаты Холидей переслушают моно-диск – и не раз. Этот альбом (в стерео) был выпущен в 1980-м и фирмой «Мелодия».

Так что такое «хороший» звук при записи музыки? Вряд ли кто-то будет спорить, что инструменты на фонограмме должны звучать точно и ясно. Но этого мало. Приходилось сталкиваться с ситуацией, когда параметры саунда оказывались на высоте, а слушать было неприятно, хотелось «перепрыгнуть» на следующую композицию… Большинство помнит свой палец на кнопке пульта, переключающий треки, правда?

И проблемой, и счастьем является то, что не все в жизни можно выразить точно – комфорт и естественность неизмеримы. Борьба «за звук» и на рынке, и в умах продолжается, форматы сжатия, перепродюсированный саунд – норма индустрии, убегающая от «слишком» ярких мелодий и необычных голосов. Ведь они нарушают работу шоу-биз-фабрик… Но музыканты, выбивающиеся из общего конвейера, объективно были и есть – хотя бы в записях. Важно и то, что для одних музыка – это нечто, происходящее здесь и сейчас, а для кого-то – еще и итог предыдущих переживаний, ощущений и знаний. Значит, можно продолжать искать золотую середину между временами и трендами – для любых эпох. Ее уже нашли однажды, и нет причин, чтобы не сделать это опять.

Читайте также:  Мультиварка с металлической чашей

И снова хочу затронуть один из вопросов, будоражащих пытливые умы начинающих, да и не только, аранжировщиков и звукорежиссеров. Вопрос о том, как записывать синтезаторы, драм-машины, семплеры при создании аранжировок – в моно или в стерео.

Скажу честно, меня этот вопрос мучил очень долгое время, и я сам с трудом шел к осознанию того, что моно и стерео – это всего лишь два разных режима, и ни в коем случае не свидетельство превосходства одного из них над другим. То есть, запись в один канал – это не ущербность по сравнению с записью в два канала, это просто альтернативный вариант.

Для многих смириться с необходимостью частой работы в моно представляется сложной задачей. Оно и понятно – аранжировщик хочет, чтобы его работы звучали масштабно, объемно, мощно! А при сравнении в лоб записей, сделанных в моно и в стерео, слышимое преимущество в большинстве случаев оказывается не в пользу первого. Естественно, я говорю о том случае, когда Вы включаете звук, к примеру, баса, и слушаете его вне микса. Записали и послушали в стерео – роскошно. Записали в моно – бледно и плоско. И сразу спешим с выводами. Но не все так просто! И сейчас я попытаюсь разъяснить, где зарыта собака.

Моно и стерео с точки зрения физики

Начну с простых и логичных вещей. А именно – с физики звука.

Предположим, Вы хлопаете в ладоши. Каковым является источник звука – монофоническим или стереофоническим? Правильно, моно. Звук исходит из одной точки (или из одной зоны) и распространяется в пространстве в разные стороны. Далее он встречается с разными препятствиями, и, исходя из природы этих препятствий, либо частично ими поглощается, либо отражается от них.

Хлопая, Вы слышите этот звук Вашими ушами. Каковым является в этом случае приемник сигнала – монофоническим или стереофоническим? Правильно, стереофоническим. Точнее, бинауральным.

Бинауральность – способность человека или животного определять местонахождение источника звука посредством восприятия его двумя рецепторами – ушами. Если объект находится справа, то звук на долю секунды раньше доходит до правого уха, а затем до левого. Наш мозг мгновенно обрабатывает эту информацию, и мы имеем возможность локализовать источник сигнала. Кроме того, помимо непосредственно прямого звука, наши уши воспринимают и его отражения со всех сторон. И тут же выдает нам данные о том, находимся ли мы на открытой площадке, или в помещении, и если это помещение – то еще и о размерах этого помещения, и даже о том, к какой из стенок ближе находится источник сигнала.

Сумма всех отражений от всех поверхностей помещения создает пространственный эффект – реверберацию. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с двумя составляющими – источником прямого сигнала и реверберацией.

Вернемся к нашему хлопку. Итак, хлопаем в моно, слышим в стерео. То же самое происходит с большинством музыкальных инструментов. Скрипка играет из одной небольшой зоны, а уши слушателя воспринимают ее звук вместе с акустикой концертного зала. Бас-бочка, малый барабан, томы или любые другие перкуссионные инструменты также издают звук локально, и только потом наш мозг интерпретирует суммарную звуковую информацию в объемную звуковую картину. Бас-гитара, подключенная к комбику, звучит из одной колонки, причем чаще всего даже имеющей всего один динамик. Но даже если динамиков несколько – они работают как единая система, занимающая чуть большее пространство, при этом оставаясь локальной. А уже наши уши воспринимают звук более широко, с учетом отражений.

В принципе, изложенного выше вполне достаточно, чтобы, подойдя к вопросу аналитически, понять, какие инструменты нужно записывать в моно, а какие нет. Тем не менее, я хотел бы еще немного углубиться в тему.

Причины неверных выводов

Вернемся к тому месту, где Вы условно попытались записать звук баса из синтезатора, и сделали вывод о том, что запись в стерео звучит лучше. Посмотрим, почему так получилось.

Во-первых, давайте проверим, включены ли в этот момент эффекты. Скорее всего – да. Почему это неправильно – я расскажу в ближайшем будущем в отдельной статье, а пока давайте примем за аксиому – при записи эффекты нужно отключать. Но если уж у Вас эффекты не были отключены, значит Вы слушали запись не только самого источника (бас), но и его отражений (реверберации). Сравните восприятие любого звука двумя ушами и одним закрытым ухом, закрыв второе! Что слышим? Звук более плоский, его сложно локализовать, понять, с какой стороны он звучит, и так далее.

Так и при записи – Вы записали только часть пространства, а остальную отрезали и выкинули. Естественно, такая запись будет восприниматься негативно. Так что, возвращаемся снова к этапу записи и отключаем эффекты.

Смотрим дальше. Вы при записи стерео использовали два канала, а при записи моно – один. А проверили ли Вы, как был панорамирован сигнал при записи моно? Для полноценной записи звука из одного выхода, Вам необходимо в меню этого пресета задать звучание без панорамы. То есть, свести панораму в одну точку – левый канал вправо, правый канал вправо. И брать звук из этого правого канала. А еще лучше – направить этот звук в индивидуальный выход. Естественно, если Вы этого не сделали – то Ваш монофонический сигнал записан неполноценно, и он будет звучать существенно тише, чем в стерео. А так уж устроен человек, особенно если он аранжировщик. То, что слышится тише – априори считается худшим. Естественно, это заблуждение.

Вот теперь сравниваем. У нас есть два чистых сигнала с выключенной обработкой. Один записан полноценным моно, другой стерео. Уверяю, если все сделано, как описано выше – Вы как минимум усомнитесь в том, что стереофоническая запись лучше.

Последствия неправильной записи

Конечно, сидя перед мониторами и сравнивая две записи, сделанные таким образом, можно все еще сохранить ощущение, что стерео звучит чуть более насыщенно. Однако оставлять большинство дорожек записанными в стерео может быть чревато негативными последствиями для Вашего итогового микса.

Ситуаций может быть две: либо Вы сами столкнетесь с трудностями при манипуляциях с панорамой при сведении, либо за Вас это сделает кто-то другой, когда будет воспроизводить Ваше творение.

Читайте также:  Как запустить exe без прав администратора

Некачественное воспроизведение музыки

Начнем со второго. Как и когда Ваше стерео может воспроизводиться в моно? Самые банальные примеры – воспроизведение на радио (на многих радиостанциях стоит некачественное оборудование и трудятся неквалифицированные в области звука работники, так что Ваша запись легко может звучать в моно), или при трансляции на телевидении (поверьте, все еще немало народу имеют телевизоры, выдающие моно-сигнал; у многих к телевизору могут быть подключены внешние колонки, расставленные слишком далеко друг от друга; ну и неквалифицированных работников на ТВ также предостаточно).

Но могут быть и другие, непредвиденные случаи. Однажды, будучи на гастролях в Екатеринбурге, я с друзьями зашел в пельменную, поесть знаменитых уральских пельменей. Пельмени были замечательные, все остальное тоже прекрасно, и персонал очень дружелюбный. Но вот то, как там было организовано музыкальное оформление…

В общем, ситуация была такая. Сидим мы со звукорежиссером коллектива под одной колонкой, из которой играет музыка. В основном, наша русская попса. И что мы слышим? От песни к песне – то один инструмент вываливается, то другой. То бас пропадает вообще, то бочки не слышно, то голос звучит мутно и тихо. Я заинтересовался. Ведь даже если бы это была одна из двух колонок, работающих в стерео, там бы все равно нормально было слышно все основные инструменты и голос, а разница была бы только в объемности и в некоторых элементах звукового оформления.

Я стал ходить по залу ресторана и слушать звук в разных точках. И к удивлению обнаружил, что колонок в зале три. И из каждой из них звук играет по-разному. Зал был длинный, мы сидели в середине. Незнакомые с элементарными законами акустики работники ресторана расставили колонки таким образом: правый канал в самой глубокой точке ресторана, левый – около входа, а в середине поставили еще одну колонку, в которую завели два канала одновременно, то есть суммировали стерео в моно.

Как мы знаем, при суммировании возможны проблемы с фазой сигнала, если при сведении были допущены ошибки. Так вот, как раз здесь все было очевидно. Те записи, где был неслышен бас – имели звук баса, записанный в стерео. Где неслышна бочка – там в стерео записывались барабаны. Поэтому два сигнала, наложенные друг на друга в противофазе, давали пустоту, и микс слушался куцым и плоским.

Аналогичных ситуаций может быть море. Никогда не знаете, где и как будет играть Ваша музыка. Я рассказал только об одном примере. Но в очень многих клубах и ресторанах персонал вынужден проявлять изобретательность из-за жлобливости владельцев, не желающих приглашать специалистов для инсталляции звука. Результат – в лучшем случае Ваша музыка может расстроить слушателя, а в худшем – он ее и вообще не заметит, не услышав ничего интересного.

Стоит ли рисковать? Мне кажется, лучше заранее подстраховаться и работать с источниками грамотно, чтобы не зависеть от сомнительных кадров.

Проблемы при сведении

А теперь вернемся к проблемам, которые могут возникнуть непосредственно в ходе Вашей работы над сведением.

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Книга А. Данилова о создании музыки
  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

Во-первых, записывая все в стерео, Вы получаете огромное количество играющих каналов. Не буду говорить, что их будет вдвое больше, чем надо, ведь все-таки некоторые звуки можно и даже нужно записывать в стерео. Но процентов на 50-70 Вы точно перегрузите Вашу систему. А это значит, что если Вы работаете в ресурсозависимой среде – Вы получите гораздо более мыльный и мутный саунд, а если работаете в ресурсонезависимой – вполне можете выйти за пределы рабочей мощности, и Вам придется искать способы сокращать количество дорожек. Отличия ресурсозависимых и ресурсонезависимых систем подробно описаны в этой статье.

Во-вторых, чрезмерно большое количество стереофонических дорожек негативно отражается на плотности Вашего звукового полотна. Я уже писал про фазовые сложения, но это были сложения на стадии воспроизведения. А еще Вы можете столкнуться с проблемой фазы на стадии сведения. Два канала одного и того же сигнала при укладывании в микс могут начать «хорусить», местами проваливаться, создавая динамическую неровность, с которой сложно бороться. Этот эффект усугубится, когда Вы начнете добавлять в микс обработку. Она будет дополнительно наслаиваться на чистый сигнал, и создавать дополнительные проблемы.

В-третьих, монофонический сигнал гораздо проще локализовать в миксе. Вы просто задаете ему точное значение панорамы – к примеру, 30 процентов влево – и звук идет именно из этой точки. Гораздо сложнее, если Вам нужно осуществлять балансировку по панораме сразу двух каналов. Вы должны задать панорамную зону для данного инструмента, и чем более узкой будет эта зона, тем хуже будет звучание инструмента.

Пример. Вы записали сольный звук в стерео. И хотите, чтобы он звучал примерно на 30 процентов по панораме влево, сохраняя стереофоничность. Вам придется установить панораму левого канала на 35-40 процентов, а панораму правого – на 20-25 в ту же сторону. В итоге, Вы сужаете изначально записанное стерео (при этом вопрос – зачем тогда это вообще нужно?), получаете совсем иное звучание в сравнении с тем, что слышали при записи (ведь Вы слушали в полноценном стерео!), ну и, опять же, добро пожаловать к проблемам с противофазой (чем ближе два канала, тем острее ощущаются фазовые вычитания). Вам оно надо?

Ну и в-четвертых, стереофонический сигнал потребует больше сил, внимания и нервов для правильной обработки – будь то динамическая обработка, или пространственная. Если работаете в цифровой среде – потребуется вдвое больше ресурсов. Если в аналоговой – вдвое больше каналов (а в аналоге они обычно на счету), и плюс к тому надо более деликатно выверять посылы каждого канала на обработку. В общем – геморроя много, а преимущества сомнительны.

Как это все обстоит при записи в моно? Все гораздо проще. Никаких проблем с фазой. Никаких проблем с панорамированием. Очень просто работать с эффектами и с динамической обработкой. Да и еще ресурсы экономим. В общем – красота.

А теперь вернемся к истокам. Ведь наша задача – сделать звучание объемным и широким? Верно. Так вот, вспомним все, что я говорил в самом начале. Источник моно, приемник стерео.

Для того, чтобы провести параллели между хлопком в ладоши и ушами с одной стороны и записью синтезатора и финальным миксом с другой – обратимся к пространственной обработке. Помним, что реверберация при восприятии нашим слухом примешивается к источнику исходя из параметров помещения.

Читайте также:  Как подключиться к камере чужого смартфона

Это мы и будем делать с синтезатором – добавим к нему реверберацию и прочую обработку. И делать это будем не пропуская звук напрямую через процессор, а отправляя его в посыл на прибор и возвращая в микс в виде примеси. Ручки Aux Send на каждом канале посылают сигнал с этого канала на обработку, а ручки Aux Return задают уровень возвращаемого сигнала. Естественно, для этого процессор должен быть правильно подключен к пульту. Аналогично все делается и в цифровой среде, с единственной разницей, что обработку нужно будет предварительно сконфигурировать в параметрах Вашей системы.

Слушаем чистый сигнал, и регулируем ручками Aux количество подмешиваемой обработки. И слышим стерео!

Что записываем моно, а что стерео

А теперь я отдельно расскажу о том, какие инструменты следует писать только в моно, какие желательно оставлять в стерео, и какие можно варьировать по способу записи исходя из конкретной ситуации.

Моно. Обязательно пишем в моно основные барабаны (бочка, малый, хай-хет), перкуссию (томы, коу-белл, бонги, конго, и так далее, в том случае, если они записываются индивидуально, потреково), бас, любые синтезаторные лиды, басы, и прочее. Также в моно можно (и иногда нужно) писать звук фортепиано, если он выполняет второстепенную задачу в аранжировке. В большинстве случаев арпеджиаторы и пиццикатные синтетические секвенции тоже должны быть в моно (чаще всего на них при сведении применяется дилей, поэтому звучание будет более аккуратным при монофонической записи). В один канал записываются электромеханические пианино (Rhodes, Wurlitzer и так далее), электроорганы, звуки Clavinet и прочих инструментов, если запись производится в линию.

Стерео. Можно и иногда предпочтительно писать в стерео звук фортепиано (в том случае, если этот звук играет важную роль в ткани аранжировки), синтезаторные пэды и стрингс (за исключением тех случаев, когда стринг-машина изначально монофоническая). Также в стерео следует писать инструменты, в которых внутренняя обработка является неотъемлемой частью звука синтезатора (например, специфичный хорус). Часто бывает, что запись драм-машин или семплеров с загруженными звуками барабанов производится стереопарой, через основные выходы (в таких случаях к общему миксу просто примешиваются бочка и малый, записанные в моно).

В зависимости от ситуации, можно записывать в моно или стерео различные спецэффекты (FX), живые инструменты (к примеру, акустическую гитару можно записать одним микрофоном, а можно двумя), и так далее.

Для достижения стереофонического эффекта можно использовать распространенный способ записи – дабл-трек. К примеру, чаще всего таким способом записываются перегруженные гитары в рок-музыке, иногда широкие гитарные переборы. Также дабл-треком можно писать монофонические синтезаторы, значение которых для аранжировки велико. К примеру, что-то типа фуззов в нижней середине, в том же диапазоне, что и гитара с овердрайвом.

При этом, ритмичные гитарные пиццикато (когда гитара выполняет перкуссионную роль, как, например, в стилях фанк, фьюжн, иногда в поп-музыке) записываются в моно, и дабл-трек в этом случае не применяется. Панорамируется такой сигнал чаще всего куда-нибудь в одну сторону, при этом с другой стороны ритмическая пустота компенсируется каким-либо другим схожим звуком.

Для придания объемности басовому звуку к чистому сигналу можно подмешивать через Aux эффект хоруса. Главное с этим не переборщить, иначе бас теряет четкость и замыливается.

При записи живой бас-гитары иногда задействуется два канала – один канал записывает звук, снимаемый микрофоном с комбика, а другой – линейный выход предусилителя комбика. Это делается ни в коем случае не для достижения стереофонии. Исключительно для ужирнения монофонического сигнала. При записи таким способом оба канала сводятся по панораме в середине, и в обязательном порядке анализируется фаза. При необходимости (если возникает эффект флэнжера или ощутимые фазовые вычитания) задержка одного из каналов компенсируется движением всего региона, таким образом, чтобы фаза была полностью совмещена.

Экспериментируйте

Вот, в целом, и все, что необходимо знать о моно и стерео при записи инструментов. Все изложенное выше ни в коем случае не является панацеей или рекомендациями на все случаи жизни. И, конечно же, я охватил далеко не все возможные случаи и типы звуков. В зависимости от Вашего материала, Вы можете отклоняться в ту или иную сторону от этих рекомендаций. Кроме того, любой творческий человек ищет себя в экспериментах, желая найти собственное звучание и характер.

Самое главное – понять, что Вы не будете звучать супер-экспериментально, только лишь заменив все возможные моно-каналы на стерео. Скорее всего, это приведет к грязи, замыленности и к сложности на этапе сведения. Плюс ко всему, если Вы планируете отдавать свой материал на сведение в профессиональную студию – Вы наверняка узнаете о себе много нового от звукорежиссера, который будет заниматься Вашим проектом, принеся все дорожки в стерео.

С другой стороны, научившись грамотно работать в моно, Вы ощутите легкость на этапе сведения, простоту пространственной локализации различных инструментов. Баланс будет выстраиваться гораздо проще, а любой звукорежиссер похвалит за мудрый подход к аранжировке и будет Вас приводить в пример другим.

Очень скоро я постараюсь максимально подробно рассказать еще об одном важном вопросе, который очень интересует всех музыкантов, занимающихся сведением в домашних условиях. Он будет касаться применения внутренних эффектов синтезаторов на этапе записи. А именно – какие эффекты можно записывать вместе с самим звуком, а какие ни в коем случае нельзя.

Если такие темы Вам близки, Вы можете подписаться на обновления моего блога, и тогда новости о появлении новых полезных статей будут доставляться непосредственно Вам на почту.

© Алексей Данилов Фото Земфиры Комиссаровой При перепечатывании ссылка на источник обязательна.

В последнее время часто сталкиваюсь с мнением что появление разнообразных вещей: продукции Apple, телевизоров UHD, автомобильных магнитол — есть следствие ̶з̶а̶г̶о̶в̶о̶р̶а̶ ̶р̶е̶п̶т̶и̶л̶о̶и̶д̶о̶в̶

навязывания индустрией потребителям ложных потребностей.

Дорогие толстовцы, борцы с тиранией маммоны, позвольте и мне набросить лопату на этот вентилятор:

Самый вопиющий образчик «навязанных потребителям ложных потребностей» — многоканальность. Да-да, все эти Стерео, CD-4, SQ, 5.1, 7.1, Атмосы-хренатмосы.

Вот, к примеру, дорожки с 9. по 18. на этой записи — оригинальная монофоническая версия альбома. Отключил вчера один моноблок и как в первый раз все эти Десафинады услышал. Стереоверсия в сравнении звучит ужасно тускло и замыленно. Всякие «разделение планов», «воздух» и прочая «глубина сцены» с «телесностью» в моно такие, что мама не горюй.

Не видел ли кто, короче говоря, в продаже переходник стерео-моно?

P. S. А вместо левой колонки бюст Сасумы Сукумы поставлю, чисто конкретно.

Ссылка на основную публикацию
Что дает geforce experience
The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request. Please contact the server administrator...
Форге оф импаерс великие строения
Другое название: Кузница Империй Ниже мы приводим подробный гайд по игре Forge of Empires с советами как вам быстрее отстроить...
Форза хорайзен 3 список машин
Серия игр Forza всегда поражала количеством доступных автомобилей. На момент выхода игры доступно уже более 150 автомобилей, а разработчики обещают...
Что дает перепрошивка смартфона
К моему большому сожалению, такой огромный пласт гик-культуры, как прошивка смартфонов, очень мало обозревается на IT-сайтах. Но бьюсь об заклад,...
Adblock detector