Что такое матрица для ноутбука

Что такое матрица для ноутбука

В этой статье кратко описаны понятия и термины которые касаются матрицы ноутбука. Рассказано о том, что такое разрешение матрицы, соотношение сторон, а также ее составные части и т.д.

Замена и ремонт матрицы ноутбука

Что такое матрица ноутбука? Как она выглядит? Из чего состоит?

Можно смело утверждать, что матрица = экран = дисплей = ЖК (LCD) панель. Все четыре слова практически равнозначны.

Жидкокристаллическая (LCD) матрица ноутбука — основная составляющая часть экрана. Она служит для отображения информации, обрабатываемой ноутбуком, в графическом виде, в диапазоне цветов и с параметрами свечения, воспринимаемых глазом человека.

Матрица крепится при помощи нескольких болтов внутри крышки ноутбука и закрывается рамкой. Выглядит матрица ноутбука так:

Конечно же, крепеж и внешний вид матрицы зависят о её модели. [В начало]

Пиксели.

Само понятие «Матрица» для экрана ноутбука употребляется в математическом контексте. Как и в математике, где в строках и столбцах матриц находятся числа, в LCD матрицах таким же образом расположены пиксели.

Пиксель – это точка на поверхности матрицы, которая может светиться любым из оттенков в формате RGB (из Red , Green и Blue цветов можно получить любой оттенок). У каждой такой точки есть свой адрес (номер в строке и столбце) по которому к ней можно обратиться и передать сигнал о том, какой цвет испускать. [В начало]

Разрешение матрицы.

Разрешение матрицы (экрана) — есть не что иное, как количество точек (пикселей) в ней по вертикали и горизонтали.

Наверняка вы слышали такие названия как HD и FullHD? Это маркетинговые названия стандартов разрешения телевидения высокой четкости (HDTV). Эти стандарты подразумевают, что изображение или экран (к которому применяется данное понятие) состоит из определенного числа точек, т.е. пикселей.

Например, говоря о фильме в формате Full HD, мы подразумеваем, что кадры в видеофайле имеют размер 1920 точек по горизонтали и 1080 точек по вертикали т.е. 1920×1080.

Формат HD подразумевает размер 1366×768. Для матриц ноутбуков, кстати, самое распространенное разрешение (рисунок ниже).

Такие разрешения не случайны, они подобраны таким образом, чтобы соблюсти соотношение сторон (отношение ширины кадра к высоте) принятых в кинематографе. В случае с HD и Full HD соотношение сторон составляет 16 к 9 (16:9). Если вспомнить школьный курс математики, то несложно определить что 1920 относится к 1080 также как и 16 относится к 9 (тоже и с 1366×768).

Отсюда и сопутствующая маркировка форматов матриц — 16:9, 16:10 и т.д.

Еще несколько вариантов исполнения матриц с различными разрешениями, соотношениями сторон и названиями стандартов:

Прямые или квадратные матрицы, соотношения сторон у которых (4:3 или 5:3):

XGA (1024×768 ), SXGA (1280×1024), SXGA+ (1400×1050), UXGA (1600×1200), QXGA (2048×1536)

Широкоформатные матрицы (W — wide), соотношения сторон у которых (16:10):

WXGA (1280×768 или 1280×800), WXGA+ (1440×900), WSXGA+ (1680×1050 или 1680×945), WUXGA (1920×1200)

Матрицы высокой четкости (HD — High Definition):

HD (1366×768), HD+ (1600×900), FullHD (1920×1080)

В отличие от матриц обычных мониторов, матрицы ноутбуков, как правило, имеют одно фиксированное (рабочее) разрешение и парочку совместимых, в то время как в дисплеях мониторов ПК различные наборы разрешений достигаются за счет цифровой интерполяции, поэтому их гораздо больше.

Но давайте вернемся к устройству матрицы ноутбука. [В начало]

Диагональ экрана (матрицы).

Диагональ любого экрана измеряется дюймами. Матрицы ноутбуков не являются исключением. Самые распространенные значения диагоналей — 15.6′; 17.3′; 10.1′; 11.1′; 13.3′; 14′ и др.

Диагональ экрана напрямую зависит от соотношения сторон матрицы, её разрешения (количества пикселей) и размера пикселя. Как вы уже знаете, матрицы ноутбуков, в зависимости от стандарта, имеют определённое разрешение и соотношение сторон. Этими же параметрами определяется и диагональ.

Например, размеры сторон (ширина и высота) матрицы (рабочая область, а не весь корпус) )равны 382.08 мм и 214.92 мм соответственно.

Размер стороны определяется размером пикселя. И если размер пикселя равен 0.2388 мм, то, имея разрешение матрицы 1600х900 мы получаем 1600 * 0.2388 мм = 382,08 мм, а также 900 * 0.2388=214.92 мм.

И, разумеется, 1600*900 и 382.08*214.92 относятся друг к другу также как и 16 относятся к 9. Т.е. матрица, о которой мы говорим сконструирована по стандарту 16 : 9.

А если построить прямоугольник (или взять матрицу) с размерами 382.08*214.92 мм и измерить диагональ мы получим 17.3 дюйма (17.3′).

В данном конкретном случае в расчетах были использованы характеристики матрицы модели N173FGE-L21 (1600*900) LED

Теперь мы видим каким образом матрицы классифицируются по размеру диагонали. Размер пикселя может быть другим (чем меньше — тем лучше), как может быть другим и разрешение, тогда и диагональ матрицы будет меньше или больше и всегда в рамках пропорций 16 : 9 (или другой стандарт).

Вот еще один наглядный рисунок о размерах, соотношении сторон и диагонали матриц ноутбуков.

Для справки: 1 дюйм = 2,54 см [В начало]

Структура матрицы.

Пиксель — не такая уж простая структура, он состоит из 3х субпикселей, каждый из которых отвечает за свой цвет: Red , Green и Blue соответственно.

Вот так выглядит поверхность матрицы ноутбука под микроскопом, на ней хорошо видно 3х цветные области.

Цвета от 3х областей сливаются в одну точку, которая получает оттенок в зависимости от долей RGB каждого субпикселя.

Как всё это работает?

Технологии меняются, а вместе с ними и схемы построения матриц для ноутбуков, однако общий принцип остается неизменным:

Кристаллы находятся между 2х стекол (очень прозрачных из-за отсутствия в своем составе натрия). На стекле находится 3 светофильтра, каждый из которых пропускает один из цветов RGB.

Под действием электрического тока жидкие кристаллы выстраиваются определенным образом (упорядочиваются) и начинают пропускать свет за счет поляризации. Свет поступает от лампы или светодиодов (тип матрицы CCFL и LED соответственно). Источник света находится ЗА стёклами и светофильтрами.

На светофильтрах находятся транзисторы, по одному на каждый субпиксель (т.е. по 3 на каждый цвет и пиксель), на них поддерживается напряжение для сохранения свечения и цвета пикселя.

Транзисторы очень малы. Все 3 шт. на пиксель умещаются, в среднем, в 0.2 — 0.3 мм. по высоте и ширине. Это достигается за счет применения TFT.

Т.о., современные матрицы ноутбуков состоят из:

  • Подсветки в виде лампы (CCFL) или светодиодов (LED)
  • Вертикального и горизонтального поляризационных фильтров
  • Жидких кристаллов (обычно, это вещество — цианофенил)
  • Цветового фильтра
  • Транзисторов, для сохранения состояния пикселя (TFT-пленка)

А вот так, схематически выглядит пиксель LED-матрицы в разрезе:

Жидкокристаллическая матрица, как вы видите, весьма сложная конструкция, поэтому её ремонт чрезвычайно сложен и в большинстве случаев нецелесообразен, исключением являются матрицы с ламповой подсветкой (CCFL), где можно произвести замену таких деталей как инвертор напряжения и источник свечения (лампу). [В начало]

Замена и ремонт матрицы ноутбука

«Что же ремонтировать в матрице»? — спросите вы. Ну, например:

Для матриц с подсветкой на лампах CCFL частным случаем ремонта является замена ламп подсветки или инвертора напряжения.

Причиной неисправности ламп CCFL, обычно, служит износ. Со временем свечение лампы угасает, а вместе с ним сходят на нет и цвета на экране ноутбука.

Также, в зависимости от времени, подсветка становится менее равномерной или пропадает вовсе.

Инвертор часто ломается из-за переходных процессов, происходящих в нем. Дело в том, что рабочее напряжение для CCFL составляет 600-900 Вольт, пусковое напряжение — 900-1600 Вольт (в среднем, в зависимости от модели матрицы), а функцией инвертора как раз и является выдача такого напряжение для лампы подсветки. При таких напряжениях нередко происходят замыкания в цепях инвертора, что и приводит к выходу из строя всего модуля.

Читайте также:  Лучшие приложения для iptv для smart tv

Для матриц с LED подсветкой (обычно это WLED) характерна поломка драйвера управления светодиодами. Вследствие этого подсветка перестает излучать свет и матрица попросту не загорается, т.е. изображения на дисплее нет – только черный экран.

Если вам нужен ремонт ноутбуков — обращайтесь.

Для обоих типов матриц характерна поломка от физического воздействия. 90% наших клиентов с неработающими экранами разбили их по неосторожности.

Матрица – самая хрупка часть ноутбука, может лопнуть даже от прикосновения руки ребенка. На весь процесс замены матрицы уходит от 15 до 60 минут, в зависимости от модели ноутбука.

Замена матрицы – ремонт модульного типа, по принципу: «Подключил и работает». Матрица устанавливается в корпус экрана и подключается к видео-шлейфу.

Иногда приходится разбирать корпус ноутбука полностью, это увеличивает время ремонта, однако принцип замены тот же – «plug and play».

Все современные дисплей «обвешаны» немереным количеством торговых марок и технологий (Crystal, Shine, Bright, True, Ultra), запутаться в которых можно очень быстро. К тому же многие эти «лейблы» являются чисто маркетинговыми решениями, обладающими помимо декларируемых достоинств и недостатками, о которых производитель обычно не упоминает. Поэтому мы решили «разложить по полочкам» все современные технологии производства жидкокристаллических матриц, дабы было проще определиться с выбором ноутбука (где матрица является неотъемлемой частью) для выполнения определенных задач.

Первые упоминания о жидких кристаллах относятся когда австрийский ботаник Ф.Райницер обнаружил эти удивительные структуры в ходе своих экспериментов. Однако термин «жидкий кристалл» был дан его коллегой немецким физиком О.Леманном, который попутно исследовал их электромагнитные и оптические свойства. По своей природе жидкие кристаллы представляют собой переходное состояние вещества между твердым и жидким состояниями, где сохраняется кристаллическая структура молекул и в то же время обеспечивается текучесть. Вы и сами можете это увидеть. В общем виде матрица состоит из двух листов гибкого поляризуемого материала со слоем жидкокристаллического раствора между ними. Если легко нажать на поверхность матрицы во время работы, то можно заметить, что он поддается, смещая жидкость, находящуюся внутри.

Семейства матриц: преимущества и недостатки

Семейство Преимущества Недостатки
TN (Twisted Nematic)
Модификации: STN, DSTN, TN+Film
— хорошее время отклика, от 16мс -25мс;
— самая дешевая технология.
— плохая цветопередача;
— низкая контрастность;
— черный цвет плохо передается и выглядит как темно-серый;
— битые пиксели на экране выглядят яркими точками;
— маленькие углы обзора, у технологии TN+Film — до 140°.
MVA (Multi-Domain Vertical Alignment)
Модификации: PVA, ASV
— высокие яркость и контрастность до 500:1;
— цвета отображаются лучше TN;
— неплохая передача черного цвета;
— углы обзора до 160°.
— искажается цветопередача;
— битый пиксель выглядит, как черная точка;
— время отклика примерно 25мс.
IPS (In-Plane Switching)
Модификации: Super IPS, Dual Domain IPS, A-IPS
— черный цвет выглядит черным;
— битый пиксель выглядит не ярким, а черным;
— контрастность до 300:1;
— самая лучшая цветопередача;
— углы обзора порядка 170-180°.
— самое большое время отклика, не меньше 30мс и до 50-60мс;
— большое энергопотребление;
— самая дорогая технология.

Современная же история жидкокристаллических матриц началась в годах прошлого века, когда в корпорации RCA (Radio Corporation of America) появились «прадедушки» дисплеев современных ноутбуков. Исследования Д. Фергасона, разработавшего первые образцы индикаторов на жидких кристаллах и Р.Вильямса, занимавшегося исследованиями воздействия электрического поля на нематические кристаллы и привели к рождению технологии жидкокристаллических матриц. Первым прототипом современного дисплея можно считать цифровые часы, появившиеся Правда, по своей сути это был не полноценный дисплей, а матрица из восьмисегментных первые дисплеи с адресацией каждой точки появились во второй половине годов.

Так выглядит ЖК-матрица ноутбука в разобранном виде

За сорок лет своего существования жидкокристаллические матрицы прошли огромный путь, но применительно к ноутбукам вершиной их эволюции можно считать активную матрицу, изготовленную по технологии TFT (Thin Film Transistor – тонкопленочный транзистор), которая используется в подавляющем большинстве портативных компьютеров.

Все современные матрицы для ноутбуков можно разделить на три большие группы по числу базовых технологий их изготовления. Главное отличие между ними – это способ расположения кристаллов в матрице, что непосредственно влияет на прохождение света, а соответственно, и на характеристики матрицы. Первой появилась технология TN (Twisted Nematic – скрученные нематические), которая появилась в начале годов. В такой матрице организация кристаллов напоминает скручивающуюся спираль. В чистом виде эта технология сегодня не используется, поскольку она не позволяет точно передавать цвета, да и контрастность и время отклика оставляют желать лучшего. Но самым главным минусом все же были углы обзора, особенно вертикальные, даже незначительное отклонение приводило к изменению цвета пикселя.

Такой сильный перепад яркости между верхом и низом
экрана возникает из-за недостаточно большого
угла обзора по вертикали

Поэтому вполне закономерным можно считать появление усовершенствованной технологии, получившей название TN+Film. Доработка достаточно проста, на матрицу наложили специальную пленку, которая и расширяет углы обзора. Полученные значения по горизонтали (для сравнения, угол обзора обычной TN матрицы составляет всего по вертикали же ситуация улучшилась несильно. Если внимательно присмотреться к матрице на основе этой технологии, то можно заметить, что очень сложно найти такое положение, при котором бы наблюдалась равномерная засветка (чаще всего наблюдаются вертикальные искажения). Отклонившись от этого положения в сторону, практически сразу же можно заметить падение контрастности и искажение цветовой гаммы. Да и черный цвет на самом деле выглядит серым.

На экране ноутбука чистый белый фон, но явно видно
искажение цветопередачи при взгляде с боку

Большей четкости позволяет добиться увеличение разрешения, правда, при этом остальные параметры не меняются. Невысокое качество цветопередачи (вплоть до неестественного отображения), низкая контрастность, блеклость картинки, малые углы обзора – вот основные минусы этих матриц. Зато такие матрицы являются очень быстрыми (малое время отклика) и отличаются невысокой ценой, что и обуславливает их применение по сей день. Присмотритесь к экрану любого бюджетного ноутбука, и вы убедитесь в вышесказанном. Кстати, чаще всего дисплеи, созданные по технологии TN+Film имеют диагональ дюймов, небольшое разрешение и характеризуются яркостью кд/м 2 (этого недостаточно для комфортной работы в солнечных условиях) и контрастностью в

Fujitsu Siemens Lifebook P7010: глянцевая технология Crystal View
(без нее ЖК-матрицы не отличаются хорошим качеством цветопередачи)

Обращаем ваше внимание на то, что здесь мы приводим фактические значения параметров матрицы. Заявленные производителем обычно выше и, по сути, представляют собой теоретический максимум, да и сами измерения обычно производятся в специальных условиях, отличающихся от тех, в которых придется работать конечному пользователю.

Впрочем, если невозможно улучшить технологию, то нужно придумать другую. Это и продемонстрировала компания Hitachi, предложив технологию ISP Switching – переключение на плоскости). Также эта технология известна под названием SuperTFT. Матрицы, изготовленные по этой технологии, имеют углы в обоих направлениях, что обусловлено более точным механизмом управления ориентацией жидкими кристаллами – они располагаются параллельно друг другу. К тому же обеспечиваются более высокие яркость и контрастность Но зато отличаются большим энергопотреблением, приличным временем отклика и очень высокой ценой. Однако по качеству цветопередачи равных им на сегодняшний день нет.

В IBM ThinkPad T42 матрица сделана по технологии IPS

Нетрудно заметить, что две вышеперечисленных технологии обладают взаимно противоположными характеристиками, что наталкивает на мысль о возможности создания промежуточной технологии. И она появилась под эгидой Fujitsu. За счет усовершенствования способа размещения жидких кристаллов (они расположены параллельно друг к другу, но под прямым углом к поляризационному фильтру) удалось создать новую технологию MVA (Multi Domain Vertical Alignment – многодоменное вертикальное выравнивание). Получился некий промежуточный вариант, который обладает достоинствами ISP (высокие яркость и контрастность еще большие углы обзора), но время отклика все же превышает лучшие образцы TN+Film. Также стоит упомянуть о модификации этой технологии PVA, разработанной компанией Samsung, которая отличается еще большей яркостью и контрастностью. Схожая разработка ASV (Advanced Super View) есть и у компании Sharp.

Читайте также:  Мои находки яндекс войти

Между «матом» и «стеклом»

Выше мы говорили о том, что TN+Film матрицы отличаются невысоким качеством изображения, и одним из путей его повышения стала замена матового покрытия на глянцевое. Родоначальником этой идеи выступила компания Toshiba, технология называлась CASV (Clear Advanced Super View). Ради справедливости стоит заметить, что сегодня этот термин практически не используется, но подобные технологии есть практически у любого серьезно производителя жидкокристаллических матриц. Та же Toshiba нынче продвигает TruBrite, у Sony это и у ASUS – ACE View, у IBM – FlexView, у Fujitsu – CrystalView.… Что интересно, все эти технологии имеют общую идею, но могут использоваться по отношению к различным типам матриц, что и дает разные результаты.

Toshiba Qosmio G20: в ЖК-матрице TruBrite испольтзуется две
лампы для бокового освещения экрана

Но для начала давайте все же рассмотрим, почему все так резко начали менять свои матовые матрицы на «стекло». Ключевой особенностью матовой матрицы является то, что ее коэффициент отражения (или другими словами, усиления) равен единице. Это означает, что, к примеру, яркость изображения никоим образом не усиливается и напрямую зависит от яркостных возможностей непосредственно матрицы. Но если же установить между матрицей и глазами пользователя «стекло», имеющее коэффициент отражения больше единицы, то в соответствии с законами физики будет создаваться впечатление более яркой и контрастной картинки. Хоть и обман зрения, но весьма эффектное решение. Кстати, заметим, что называть такие матрицы «стеклянными» или «зеркальными» не совсем правильно, чаще всего используется специальная пленка, и по аналогии с фотографией их правильней называть глянцевыми.

В ноутбуках Sony используется технология X-Brite: дисплей с такой
матрицей, кажется более четким, ярким и контрастным

Возьмем, например, технологию Sony – это Удивительно, но сама терминология – eXtended Brite (от bright) – расширенная яркость) отражает суть усовершенствования. Формально дисплей с такой матрицей, кажется более четким, ярким и контрастным, но при хорошем освещении. Это сугубо субъективное ощущение и базируется на особенностях человеческого зрения (дисплей с гладкой поверхностью будет восприниматься более контрастно, чем матовый). Если говорить о TN+Film с то отметим, что высокий уровень черного цвета кд/м 2 ) здесь не уменьшился, и вы сразу это почувствуете когда внешнего освещения будет немного. Правда, есть и позитивное улучшение – это отсутствие рассеяния проходящего света. Но с другой стороны, это приводит к тому, что матрица «зеркалит» (этот недостаток не присущ матовым матрицам), любые внешние яркие объекты будут просто отражаться на дисплее, как в зеркале.


У компании Dell также есть своя технология UltraSharp: некладывается на недорогие TN+Film матрицы

Еще один важный момент, у той же Sony младшие матрицы принципиально отличаются от старших и представляют собой недорогие матрицы с глянцевым покрытием. Это сразу видно по цене ноутбука, но навскидку более качественными характеристиками отличаются матрицы с высоким разрешением, К тому же следует видеть разницу между качеством матрицы и качеством глянцевого покрытия. Та же Toshiba выпускает матрицы с с глянцевым покрытием, которые имеют весьма высокие характеристики: контрастность – яркость – хорошие углы обзора.

Похожая ситуация и с Sony опять же увеличенные яркость и контрастность, и даже черный цвет близок к черному. Но опять же побочными эффектами являются наличие бликов при неудачном освещении и «маркость» матрицы. Таким дисплеям требуется специальный уход, поскольку они с завидной настойчивостью собирают на себе различный мусор, пыль, следы от пальцев. То же самое можно сказать и о технологиях Color Shine и Crystal Shine, используемых в ноутбуках ASUS, те же идеи и тот же результат.

Однако, как мы уже упомянули, возможны различные комбинации. К примеру, технология ACE View обычно используется с глянцевыми матрицами, в то время как IBM применяла FlexView и по отношению к матовым матрицам. Если сравнить две схожих этих компаний, то, на первый взгляд характеристики очень похожи. яркость в углы по горизонтали и вертикали, цвета яркие и насыщенные, близкие к естественным, очень чистый белый цвет, – в общем, пользователь, сидящий перед таким дисплеем, не будет испытывать неудобств. А разница заключается в том, что на матрицах ноутбуков IBM меньше четкость изображения, но зато нет бликов.

ASUS W5F поддерживает современные технологии компании
– ColorShine / CrystalShine / ASUS Splendid

Но мы не ошибемся, если скажем, что большинство этих технологий производители «накладывают» на недорогие TN+Film матрицы. Dell UltraSharp – этого поля ягода, Acer CrystalBrite – то же самое, правда, сделана ставка на пониженное энергопотребление… Итак, наибольшее рапространение среди матриц, получили TN+Film (компании ASUS, Samsung в настоящее время используют только такие матрицы), хотя есть и исключения. Та же Fujitsu свою технологию CrystalView базирует только на MVA (было бы странно, если бы это оказалось не так). Поэтому глянцевые матрицы с этой технологией имеют прекрасную контрастность и углы обзора, но не идеальны с точки зрения цветопередачи и времени отклика. Это особенности технологии MVA, а отнюдь не производства, как многие считают.

И где ж тут правда?

Согласны, разобраться в этом скопище технологий довольно сложно, но мы все же попытаемся сделать некоторые выводы. В первую очередь, следует определиться с областью использования ноутбука, и, исходя из этого, выбирать тип матрицы. Возьмем, например, потребности фотодизайнера. Матрица TN+Film – ни в коем случае, MVA слабовата будет, а вот ISP – то, что надо. Качество цветопередачи выше всяческих похвал, ну а большое время отклика в данном случае не столь критично. Зато для геймера будут просто кошмарными, динамичная игра при времени отклика мс будет выглядеть, мягко говоря, неадекватно. В этом случае единственным вариантом будет «скоростная» В принципе, можно остановиться на широкоэкранной, тогда и просмотр фильмов будет более комфортным.

Не стоит пренебрегать и матрицами с применением тех или иных технологий, улучшающих качество цветопередачи, яркость и контрастность CrystalView и т.п.). Скажем честно, найти четкую грань между этими технологиями практически невозможно, но наш взгляд, некоторое (!) улучшение по отношению к матрицам без применения технологий, все же есть. Однако существует и другое мнение – для того, чтобы пользователь смог разобраться в современных типах матриц, производители и сделали эту подсказку, которая является не чем иным, как маркетинговыми обозначениями. Но, как нам кажется, вся загвоздка в том, что эти абстрактные названия помогают скрыть истинный тип матрицы, которая чаще всего будет TN+Film.

Что касается будущего жидкокристаллических матриц для ноутбуков, то наиболее радужные перспективы здесь имеет технология LTPS (Low Temperature Poly Silicon – низкотемпературный поликристаллический кремний), которая по всем параметрам превосходит все ныне существующие технологии, но очень дорога и трудоемка. Правда, до ее массового использования еще далековато, и поэтому будем жить с теперешними технологиями, которые не менее привлекательны.

Отвечая на самый простой вопрос: что такое матрица в ноутбуке, можно просто сказать что это экран (монитор) который показывает картинки. В реальности это плоская панель с жидкими кристаллами внутри, которые меняют цвет под воздействием электрического тока. Мы видим изображение, сформированное этими кристаллами, через которые проходит свет от специальной лампы подсветки или светодиодной ленты, находящейся по краю матрицы.

Читайте также:  Донт старв geometric placement

Теоретические основы работы ЖК-дисплеев можно изучить тут.

TFT-матрицы в ноутбуках используется примерно те же, что и в обычных ЖК-мониторах и потому имеют те же самые особенности и характеристики за следующими исключениями:

  • если в "обычных" TFT-мониторах наиболее распространены модели с двумя или четырьмя лампами подсветки (иногда и больше), то в ноутбуках жёсткие требования по ограничению энергопотребления привели к использованию в большинстве случаев всего одной лампы подсветки, расположенной чаще всего снизу. Поэтому у ЖК-матриц для портативных ПК качество изображения обычно заметно хуже, чем у моделей для настольных мониторов сопоставимого класса.
  • шина, соединяющая выход видеокарты со входом матрицы различна в ноутбуках и ЖК-мониторах. В ноутбуках используется LDVS-шина, конкретней — одна из её разновидностей Flat Panel Display Link (FPD-Link). Опуская технические детали, на практике это приводит к некоторым ограничениям (см. ниже).
  • у "ноутбучных" TFT-экранов больше разнообразия в доступных разрешениях матриц, в то же время они более консервативны в использовании новейших разработок.

Типы экранов ноутбуков

Классифицировать типы матриц ноутбуков можно по их размерам (принято измерять диагональ в дюймах), разрешению (в пикселях по горизонтали и вертикали, наиболее распространённое значение 1024×768), по соотношению сторон (aspect ratio — "обычное" 4:3 и "широкоформатное" 16:10), по технологии их изготовления. Большинство производителей различных типов экранов для ноутбуков придерживаются спецификаций, разрабатываемых Standart Panels Working Group. Согласно текущей спецификации производятся следующие (по размерам, соотношению сторон и разрешению) матрицы:

Диагональ
матрицы
Разрешение
(букв. обознач.)
Разрешение
(в пикселях)
Соотношение
сторон
Расстояние
между
пикселями
Пикселей
на дюйм
15,0" QXGA 2048 x 1536 4:3 0.148 172
12,1"W WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0.155 164
14,1"W WUXGA 1920 x 1200 16:10 0.158 161
15,4"W WUXGA 1920 x 1200 16:10 0.173 147
12,1" SXGA+ 1400 x 1050 4:3 0.176 144
14,1" UXGA 1600 x 1200 4:3 0.179 142
14,1"W WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0.180 141
12,1"W WXGA 1440 x 900 16:10 0.181 140
15,0" UXGA 1600 x 1200 4:3 0.190 134
17,0"W WUXGA 1920 x 1200 16:10 0.191 133
13,3" SXGA+ 1400 x 1050 4:3 0.193 132
15,4"W WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0.197 129
12,1"W WXGA 1280 x 800 16:10 0.204 125
14,1" SXGA+ 1400 x 1050 4:3 0.204 125
14.1"W WXGA 1440 x 900 16:10 0.210 121
15,0" SXGA+ 1400 x 1050 4:3 0.217 117
17,0"W WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0.219 116
15,4"W WXGA 1440 x 900 16:10 0.230 110
14,1"W WXGA 1280 x 800 16:10 0.237 107
12,1" XGA 1024 x 768 4:3 0.240 106
17,0"W WXGA 1440 x 900 16:10 0.255 100
15,4"W WXGA 1280 x 800 16:10 0.259 98
13,3" XGA 1024 x 768 4:3 0.264 96
14,1" XGA 1024 x 768 4:3 0.279 91
17,0"W WXGA 1280 x 800 16:10 0.287 89
15,0" XGA 1024 x 768 4:3 0.296 86

Данные в этой таблице отсортированы по значению "расстояние между пикселями", который в определённой степени характеризует "мелковатость буковок" в обычной офисной работе. Жирными цифрами выделены наиболее распространённые типы матриц, мелким шрифтом — малораспространённые. Следует заметить, что в таблице перечислены только ныне выпускаемые типы матриц; ранее производились и другие, например, с разрешением 800×600 (SVGA); также возможен выпуск и несоответствующих этой спецификации матриц — например, 1152×768 (XGA+, 15:10) или 1280×854 (WSXGA, 15:10).

Чем выше разрешение матрицы, тем меньше расстояние между соседними пикселями, тем меньше визуальные размеры элементарных элементов внешнего оформления операционной системы компьютера — иконок, названий файлов и элементов меню в графических ОС и символов в текстовых, но и тем больше информации помещается на всей площади экрана и тем более чёткими будут элементы изображения, имеющие те же линейные размеры. Однозначно утверждать, что высокое разрешение матрицы это хорошо, а более низкое плохо — нельзя, равно как и наоборот. Каждый должен подобрать оптимальный для своих глаз и привычек размер и разрешение матрицы, попробовав в работе несколько разных ноутбуков; вышеприведённая таблица позволит составить предварительное впечатление о ещё неопробованных типах матриц.

Осталось поговорить про различные технологии производства жидкокристаллических матриц. Про т.н. "пассивные" (так же известные как Dual Scan) матрицы можно только упомянуть. Они характеризовались высокой инерционностью (смазываемостью), плохой цветопередачей (а часто — и просто были чёрно-белыми) и крайне удручающими углами обзора, но встретить их сейчас можно только в очень старых портативных компьютерах эпохи "пентиума первого" и более древних. "Активные" матрицы по технологии изготовления бывают на настоящий момент четырёх основных типов:

  • TN+Film (Twisted Nematic плюс плёнка, наложенная на экран для увеличения углов обзора) — старейшая из используемых технологий; характеризуется в первую очередь небольшими реальными углами обзора и неважной цветопередачей. Самая дешёвая в производстве плюс позволяет делать "быстрые" матрицы с минимальными заявленными характеристиками переключения "белое-чёрное", что обусловливает её наибольшее распространение. В недорогих ноутбуках вероятность встретить этот тип матрицы практически равна 100%. Битые пиксели на экране выглядят как яркие точки.
  • MVA (Multidomain Vertical Alignment) разработки Fujitsu. Относительно "медленные" матрицы, но с неплохой цветопередачей и хорошими углами обзора, изумительной контрастностью. По непонятным причинам в ноутбуках применяются крайне редко, в основном в аппаратах. собственного производства Fujitsu. Битый пиксель выглядит, как черная точка.
  • PVA (Patterned Vertical Alignment) — улучшенный "аналог" MVA от Samsung’а. Пока практически не применяется в производстве ноутбучных матриц. Впрочем, есть достаточная большая вероятность появления модернизированного (в плане "ускорения" времени отклика) варианта PVA на этом рынке в самом ближайшем будущем.
  • IPS (In-Plane Switching) разработки Hitachi, иногда в модернизированных вариантах S-IPS, Dual Domain IPS, A-IPS. Практически лишены недостатков конкурентов (чуть худшая контрастность по сравнению с MVA-PVA, чуть худшее время отклика по сравнению с TN+Film, небольшой отлив чёрного в фиолетовый при взгляде под углом — практически единственные известные особенности), но, увы, обладают высокими себестоимостью производства и энергопотреблением. На матрицах IPS производятся некоторые старшие модели в линейках некоторых производителей (Asus, Dell, IBM, LG, Sharp, Sony, Toshiba).

Определить тип матрицы в конкретном ноутбуке с большей или меньшей долей вероятности можно визуально.
Следует сказать, что многие производители применяют (чаще всего — исключительно в маркетинговых целях) свои собственные "фирменные" названия технологий. Например, IBM FlexView, ASUS ACEView, LG Wide View Angle — это "законспирированные" синонимы IPS-матрицы (возможно, с какими-то вариантами). Toshiba CASV (Clear Advanced Super View), Acer CrystalBrite, ASUS Color Shine, Dell TrueLife, HP-Compaq BrightView, Fujitsu CrystalView, Sony XBrite/X-Black и др. — популярная в последнее время попытка увеличить контрастность матрицы заменой традиционного матового покрытия ЖК-панели на глянцевое с рядом доработок. Фактическое содержимое таких "фирменных" технологий как правило не афишируется подробно, что не позволяет, к сожалению, использовать их наличие или отсутствие как критерий выбора. Например, два ноутбука Sony с (вроде бы) одной и той же технологией XBrite могут иметь совсем разное качество отображения картинки. Зачастую узнать, какая именно матрица установлена в данном конкретном ноутбуке можно только по независимым обзорам.

Попытки отразить характеристики матриц в категориях "качества", "лучшести", разумеется, субъективны, но часто только такие субъективные оценки помогут Вам понять качественную разницу между двумя ноутбучными экранами; одну из наиболее удачных попыток такой классификации можно посмотреть тут: Примерная классификация матриц ноутбуков

Ссылка на основную публикацию
Что дает geforce experience
The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request. Please contact the server administrator...
Форге оф импаерс великие строения
Другое название: Кузница Империй Ниже мы приводим подробный гайд по игре Forge of Empires с советами как вам быстрее отстроить...
Форза хорайзен 3 список машин
Серия игр Forza всегда поражала количеством доступных автомобилей. На момент выхода игры доступно уже более 150 автомобилей, а разработчики обещают...
Что дает перепрошивка смартфона
К моему большому сожалению, такой огромный пласт гик-культуры, как прошивка смартфонов, очень мало обозревается на IT-сайтах. Но бьюсь об заклад,...
Adblock detector