Цензура на тв в россии

Цензура на тв в россии

Комик и телеведущий Максим Галкин заявил, что на российском телевидении есть цензура. Фрагмент записи с его выступления в Новосибирске доступен на YouTube-канале «Говорит Москва».

По словам артиста, телеканалы постоянно рассказывают о событиях на Украине вместо российской повестки. «Такое ощущение, что у нас все наладилось и осталось только вот украинцам помочь», — пояснил он.

Галкин добавил, что раньше на российских телеканалах было больше политического юмора, однако сегодня «не все можно говорить».

«У нас с точки зрения телевидения советские времена вернулись, в худшем смысле слова. Нам не дают времени обмозговать, нам сразу разжевывают и говорят: это враги, вы сюда, это сюда», — отметил комик.

В октябре Сергей Светлаков заявил, что юмористическая программа «Прожекторперисхилтон», выходившая на Первом канале, закрылась из-за цензуры. По его словам, ведущим, в том числе и ему, невозможно было шутить на определенные темы. Шоумен пояснил, что этого не позволял формат и они «не захотели выглядеть идиотами», продолжая выпуск передачи. Первый канал не согласился со словами юмориста.

Увольнение Галины Тимченко, Леонида Парфенова, Максима Ковальского и другие примеры

ТЕКСТ
Родион Данилов

Неожиданное увольнение главного редактора Lenta.Ru Галины Тимченко, закрытие блогов оппозиционного политика Алексея Навального Роскомнадзором, изъятие телеканала «Дождь» из пакетов кабельного телевидения, расформирование информационного агентства РИА «Новости» и назначение Дмитрия Киселёва руководителем нового новостного российского агентства на замену РИА заставили общественность всерьёз заговорить о наступлении «советского времени», по крайней мере в журналистике. В этом материале мы собрали 5 недавних примеров цензуры СМИ в современной России.

Запрещенный номер

• Примеры «советской цензуры» в современной России

Приёмы

Государственная тайна

В СССР строго следили за тем, чтобы в СМИ не попало что-нибудь, чем могли бы воспользоваться «внешние враги». Запрещалось вести съёмку с высоких сооружений, рассказывать о военных заводах, писать о помощи неурожайным районам. Запрещалось любое упоминание КГБ. В 1925 г. вышел первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР», и с каждым годом цензура крепла, в перечень добавлялось всё больше пунктов. Как рассказывает один из бывших руководителей Главлита Владимир Симаньков в многочисленных интервью: «При министре Щелокове пришла бумага из МВД: предлагалось впредь запретить критические публикации о деятельности милиции».

Вымарывание и ретушь

Другой распространённой практикой было вымарывание с фотографий лиц, неугодных партии. Точно так же, как сегодня, на федеральных каналах нет оппозиционных политиков, из фотохроники вырезали известных личностей и предыдущих руководителей СССР. При Сталине со снимков Ленина стирали Льва Троцкого. Как пишет Дэвид Кинг в книге «Пропавшие комиссары»: «В период „больших чисток“, разразившихся в конце 30-х годов, появилась новая форма фальсификации документов. Сталину мало было уничтожать своих политических противников физически: параллельно с физической ликвидацией искоренялись все формы их визуального бытия». При Хрущёве стали вырезать Сталина и его соратников.

Запрет на критику

партии и вождя

Передовица «Правды» от 22 июня 1936 года: «Тот, кто ставит своей задачей расшатать социалистический строй, подорвать социалистическую собственность, кто замыслил покушение на неприкосновенность нашей родины — тот враг народа. Он не получит ни клочка бумаги, не перешагнет порога типографии, чтобы осуществить свой подлый замысел. Он не получит ни зала, ни комнаты, ни угла для того, чтобы внести устными словами отраву». Журналистам приходилось по-всякому выполнять свои обязанности перед народом, зачастую статья представляла собой агитку, только прочитав которую до конца можно было понять истинный смысл сообщения.

Запрет на использование имени Навального на центральных каналах

Ходят слухи, что определённых оппозиционных политиков запрещено упоминать и приглашать в шоу на федеральных каналах. Но 6 февраля 2012 года появилось прямое доказательство: из передачи «Познер» с приглашённой гостьей Тиной Канделаки было вырезано упоминание Алексея Навального. Из прямой трансляции пропал диалог:

Тина Канделаки: О беседе с Навальным я пока не договорилась. Если вы его позовёте, он придет охотно, потому что это Первый канал.
Владимир Познер: Я-то позову.
Тина Канделаки: Конечно, а ко мне он не идёт!
Владимир Познер: Как вы думаете, а мне позволят?

Как стало возможным вырезать целый диалог из прямого эфира? Дело в том, что в прямом эфире передачу видят на Дальнем Востоке, а жители всех остальных городов в других часовых поясах смотрят повторы. Пять временных версий передачи позволяют подправить слова гостя или ведущего, если понадобится. Это не первый раз, когда Владимир Познер попадает в «советскую историю». Когда в своей авторской передаче он позволил себе назвать Госдуму «государственной дурой», депутаты ополчились на Владимира Познера и даже пригрозили ему закрыть доступ на российское телевидение как иностранному гражданину. В советское время таких проблем не было — с начала 60-х по конец 70-х на телевидении вообще старались сокращать прямые репортажи до минимума, чтобы контролировать картинку монтажем и переозвучанием сюжетов.

Увольнение главного редактора журнала «Власть» Максима Ковальского за фотографию избирательного бюллетеня

Материалы 49-го номера журнала «Власть» издательского дома «Коммерсантъ» за 2011 год были посвящены выборам в Госдуму России 4 декабря и нарушениям во время голосования. Иллюстрацией к одному из материалов стала фотография избирательного бюллетеня за «Яблоко», с нецензурной фразой в адрес президента России. События развивались быстро: уже 13 декабря стало известно, что генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ Холдинг» Андрей Галиев и главный редактор журнала «Коммерсантъ-Власть» Максим Ковальский уволены. Гендиректор издательского дома Демьян Кудрявцев уточнил, что нарушены стандарты профессиональной журналистики и российские законы, заместитель главного редактора «Власти» Вероника Куцылло высказалась ещё точнее: именно фото стало причиной увольнения двух сотрудников «Коммерсанта», но фотография не может являться мнением редакции, это цитата. Позднее информация о причине увольнения подтвердилась — фото удалили с сайта журнала.

Читайте также:  Смартфон samsung galaxy j7 2016 sm j710f

Увольнение главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева с поста главы Общественной палаты в связи с критической заметкой о Путине

«Если статья „Милостивый государь“, которая уже снята с сайта „МК“, допускает неоднозначное толкование, тем более по отношению к личности Президента, и это мнение человека, которого я уважаю и ценю как умного и опытного политика, то я воспринимаю критику и считаю её конструктивной», — такое заявление Павла Гусева напечатал «Московский комсомолец» 27 декабря 2013 года в ответ на предложение губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва уйти с поста главы Общественной палаты.

В декабре независимое издание, которое принадлежит главному редактору Павлу Гусеву с осени 1992 года, подверглось нападкам чиновников несколько раз: первый случился после публикации статьи «Политическая проституция сменила пол» о трёх женщинах-депутатах. В итоге автор статьи Георгий Янс был уволен.

Увольнение Леонида Парфёнова за интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняли сотрудников спецслужб России

Целая передача вместе с её ведущим Леонидом Парфёновым пошла «под нож» 1 июня 2004 года после того, как в воскресном выпуске «Намедни» появилось интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняли сотрудников спецслужб России. Сюжет (как и в ситуации Познера) успели показать на Дальнем Востоке, Сибири и Урале, но в московский эфир интервью уже не попало. Выяснилось, что спецслужбы попросили канал оставить сюжет «до разрешения вопроса с подсудимыми» в Катаре. Но, как рассказывал Леонид Парфёнов, эксклюзивный материал не мог ждать.

Как сообщил гендиректор телекомпании Николай Сенкевич: «Причиной увольнения Парфёнова стало закрытие программы „Намедни“, связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфёновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании». После инцидента Леонид Парфёнов больше не появлялся в эфире информационных передач центральных каналов — его уделом стали исторические документальные сериалы: про Крым «Война в Крыму — всё в дыму», про Гоголя «Птица-Гоголь», про Урал «Хребет России» и многие другие.

Увольнение главного редактора Галины Тимченко за ссылку на другой сайт в интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» Андреем Тарасенко

12 марта 2014 года Роскомнадзор вынес предупреждение Lenta.ru за то, что в тексте интервью с Андреем Тарасенко из «Правого сектора» стояла ссылка на материал «Дмитро Ярош: Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей», в котором были экстремистские высказывания. Ранее таких прецендентов не случалось — предупреждения обычно выносили за экстремистские высказывания, а не за ссылку на них. Через четыре часа, в 16:13, на «Ленте» появилась новость о том, что Галина Тимченко уволена со своего поста. Чётких объяснений от акционера Александра Мамута и нового главного редактора Алексея Гореславского, ранее возглавлявшего газету «Взгляд», не последовало. Как позже рассказала Галина Тимченко сайту Slon.ru: «Когда мы перешли аудиторию суточную в три миллиона уникальных пользователей и 20 миллионов хитов (это был рекорд, потом пошёл откат), я поняла, что степень нашего влияния и воздействия на аудиторию достигла пиковых значений. Нельзя сказать, что я испугалась, но поняла, что такой размер аудитории не может не привлекать чьего-то внимания, властного ли, олигархического ли, то есть не может не быть поводом для тревоги».

Примеры выше — российские события, которые можно сравнивать с положением дел в советской журналистике. Мы не рассказываем о других увольнениях и закрытиях, которые были бы невозможны в СССР. Про закрытия целых изданий и каналов по всему миру уже в современное время пишет А. В. Блюм в своей книге «Советская цензура в эпоху тотального террора»: «Вместе с процессом сращивания капитала и государства, бюрократических и финансовых управленческих структур в развитых странах в условиях свободного предпринимательства появляется новый регулятор информации — рыночный, коммерческий, усиливается экономический контроль за СМИ, во многом заменяющий обычную цензуру. По утверждениям исследователей Б. Багдикяна, Г. Гляйссберга, Г. Шиллера и др., в руках монополий, бизнеса, рекламодателей, тесно взаимосвязанных друг с другом, есть такие рычаги, которые позволяют держать в необходимой узде журналистику. Превращение ее в экономически выгодное дело породило то, что называют „внутриредакционной цензурой“, выражающей диктат хозяев информационно-пропагандистско-рекламного бизнеса».

Российские журналисты рассказали, как работает цензура в СМИ. По их словам, за тем, что выходит в телеэфир каналов и публикуется на страницах СМИ, следит Администрация президента РФ и лично первый заместитель руководителя ведомства Владислав Сурков. Не редки случаи, когда телесюжеты или материалы не пропускают по звонку какого-нибудь министра. Рассказывают также, что одна из тем является запретной по личному указанию президента РФ Дмитрия Медведева.

В материале под заголовком «Я – сурковская пропаганда», вышедшем на портале OpenSpase, приведены рассказы (чаще всего — анонимные) работников восьми знаковых средств массовой информации, среди которых НТВ, «Российская газета», интернет-издание «Взгляд», портал Life News и другие.

Читайте также:  У меня большая голова что делать

Так, работник НТВ рассказал порталу, что с руководством телеканала еженедельно проводит так называемые летучки первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. Кроме того, генеральный директор телеканала сам отсматривет все сюжеты и «может снять любой материал», говорит журналист. При этом, по его словам, на НТВ есть ряд запретных тем, на которые сюжеты не делаются никогда. Это материалы, связанные с Чечней, а также скандальные истории с Росмолодежью и ее руководителем Василием Якеменко. «Кроме того, любой министр может позвонить Путину, и сюжет снимут», — рассказывает работник телеканала.

«Парадокс в том, что чем лучше ты делаешь свою работу, тем больше ты рискуешь. Я работаю по принципу «делай что можешь и будь что будет». Нас не заставляют говорить, что черное — это белое. Но мы можем назвать черное черным и за это вылететь. Самое крамольное, что сейчас можно сделать на ТВ, — это простым человеческим языком описать ту ситуацию, которая есть. И мы стараемся это делать», — говорит он.

Журналист поведал, что скандальные сюжеты НТВ, во многом благодаря которым телеканал в последнее время снискал репутацию прокремлевского (сюжет про «банду ЮКОСа», материал о бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове «Дело в кепке» и недавняя программа про ассоциацию «Голос») снимают люди из дирекции правового вещания. «Репутацию канала они, конечно, испортили, но на самом деле можно их пожалеть. Нам все время приходится доказывать, что мы не то НТВ, а какое-то другое», — сетует журналист.

Другой работник НТВ подробнее рассказал, как сюжеты снимают с телеэфира. «На НТВ начальство отсматривает только первую орбиту (выпуск на Дальнем Востоке, всего орбит пять), и если сюжет не устраивает, его убирают. Незначительные правки вносятся в половину сюжетов (…) Если сюжет попал на первую орбиту, а потом снят, его можно выложить в интернет. Получается, что в московских выпусках цензуры больше, чем во Владивостоке. К Москве больше внимания, потому что столичные выпуски смотрит администрация президента», — говорит журналист.

По его словам, «внятных правил (цензуры – прим.) никаких нет»: сюжеты на запрещенные темы могут пройти, а материалы на темы, которые разрешены к освещению, могут попасть под запрет. Так было с одним из выпусков программы «НТВшники», гостьей которого стала светская львица Ксения Собчак. Однако после того, как телеведущая выложила в своем Twitter видео, на котором запечатлен Василий Якеменко, готовящийся сделать заказ в самом дорогом (по словам Собчак) ресторане Москвы «Марио», светскую львицу из программы решили вырезать.

Кроме того, под запретом на телеканале оказались и сюжеты про обвиненного в педофилии Владимира Макарова. По словам журналиста, это было сделано потому, что тему педофилии поднял лично президент РФ Дмитрий Медведев, а собрать доказательства вины Макарова не удалось. «И чтобы Медведева таким образом не дискредитировать, тему замолчали. Якобы по звонку самого Медведева», — говорит журналист.

«Год назад сняли из эфира сюжет про то, как мальчик погиб в «скорой»: по закону его не могли принять в ближайшей больнице. Тогда, по слухам, Голикова (глава Минздравсоцразивтия РФ Татьяна Голикова – прим.) позвонила Путину. Да, это звучит странно, что президент и премьер звонят руководству телеканала, чтобы какой-то семиминутный сюжет не показали в новостях. Я свечку не держал, но звучит правдоподобно», — рассказывает собеседник OpenSpace.

Работник еще одного российского телеканала – «Звезда» — рассказал OpenSpace, что однажды заместитель генерального директора сказал ему: «Не надо сильно ругать государство за его же деньги». Корреспондент также рассказал, что цензуре подвергся его сюжет, одним из героев которого был олигарх, глава группы компаний «Русское молоко» Василий Бойко. После того, как материал был показан во Владивостоке, его сняли, потому что Бойко «слишком одиозная фигура» и «его трогать не надо».

Журналистка «Первого канала» тоже безапелляционно признает: «Цензура есть, и она есть на всех каналах».
А вот у телеканала Russia Today, также считающегося рупором официальной позиции властей, больше независимости, чем у «Первого», говорит один из работников RT. При этом журналист признает, что «у нас, конечно, приоритет официальной позиции» и что «идти на компромисс со своей совестью приходится часто».

«Мы, разумеется, снимаем и акции оппозиции, но нам важен масштаб. Про 31 число мы не будем снимать, во-первых, потому что надоело, а во-вторых, потому что там мало народа собирается. Если случится революция, мы обязательно снимем. У нас есть такая шутка: сколько русских должно умереть, чтобы мы про это сняли, — трое, сколько европейцев — 10—30, сколько арабов — 20—40, сколько китайцев — не меньше сорока», — рассказывает журналист.

Комментируя прошедшие выборы, работник RT сказал, что «про вбросы на последних выборах — информация не доказана». «Да, я думаю, что фальсификация была, но небольшая: честные 40% у «ЕдРа» есть. В любом случае выборы — это игры высших сил, и мы доподлинно никогда об этом не узнаем», — сказал журналист, таким образом, видимо, намекая, что тема фальсификация на канале не освещается и освещаться не будет.

Читайте также:  Восстановление данных с sd карты бесплатная программа

В свою очередь корреспондент интернет-газеты «Взгляд» (один из ее бывших издателей Константин Рыков – член «Единой России», депутат Госдумы V созыва) рассказал, что издание слишком заботится о положительном имидже партии власти в глазах читателей.

«Однажды я взял интервью у прокремлевского политолога о прогнозе развития политической ситуации в стране. Я задал ему несколько острых вопросов, в том числе — влияет ли электорат на политические процессы. А когда интервью опубликовали на сайте, вопрос звучал так: «Правда ли народ по-прежнему доверяет «Единой России»?», — рассказывает журналист.

Он также описал еще один случай: «Потом случились пожары, и меня попросили написать текст о том, как один губернатор-коммунист выделил недостаточно денег для строительства жилья погорельцам. Я зашел на сайт «Единой России» и увидел, что некоторые губернаторы-единороссы вложили еще меньше денег! Я не проводил никакого специального журналистского расследования, это было прямо на сайте. Я вставил этот факт в текст, а потом это вырезали. После этого случая я уволился».

«Вообще мне кажется, что мы беспокоимся о благополучии «Единой России» больше, чем они сами. Я не оппозиционный журналист, мне просто важно, чтобы информация была объективной. И мне важно, под чем ставить свою фамилию. Кстати, я все свои тексты во «Взгляде» подписывал псевдонимом», — завершает свой рассказ корреспондент.

В свою очередь Анастасия Кашеварова, редактор отдела политики «желтого» портала LifeNews (его создатель, Арам Габрелянов, известен своей лояльностью к власти) говорит, что четкая позиция редакции сайта – не отзываться плохо о президенте, премьер-министре и патриархе. Кстати, Кашеварова одна из двух героев материала, согласившихся назвать свое имя.

По словам журналистки, «постоянная негативная оценка может привести к тому, что авторитет главы государства на международной арене снизится — а за ним и авторитет страны». При этом она отметила, что вопрос правдивости материала стоит для нее на втором месте после «безопасности государства». Она также призналась, что материалы в раздел Политика цензурирует сам Арам Габрелянов.

Пожалуй, самым известным героем материала стал Григорий Охотин, ставший знаменитым благодаря скандалу в РИА «Новостях». Он вновь подтвердил, что в именитом информагентстве есть цензура: в частности, ему дали указание не переводить критические материалы иностранных СМИ о Владимире Путине и Дмитрии Медведева для сайта ИноСМИ (проект РИА «Новости»).

«Когда я устраивался в РИА, я, конечно, предполагал, что будет цензура. Но за 10 месяцев моей работы ничего такого не было. Буквально за день до того, как я уволился, я хвастался друзьям из либеральных СМИ, что нет никаких проблем. Зря хвастался», — говорит Охотин.

Работник «Российской газеты» также признается, что цензура в издании есть, но не прямая, а скрытая. «Мы стараемся не писать на те темы, точка зрения по которым не совпадает с официальной. Если это политика, здесь все сложнее. На системную оппозицию не наезжают, но и не хвалят. Про несистемную оппозицию просто не пишут. Нелицеприятные вещи замалчиваются», — рассказывает журналист.

Он признается, что редакция выпускает заказные материалы, правда говорит, что не знает, оплачиваются они или нет. «Например, пермского губернатора Чиркунова мочили. Их очень легко можно вычислить по фамилиям авторов: они подписаны именами, которых больше не найдешь в газете. Кроме того, эти материалы отличаются версткой, и в интернет они, как правило, не идут», — раскрывает секреты журналистской кухни собеседник OpenSpace.

В заключение добавим, что СМИ часто публично жалуются на цензуру. Так, в марте этого года журналисты из Тамбова сообщили, что им запрещают публиковать материалы о прошедшем визите в Тамбов премьер-министра РФ Владимира Путина без согласования с местными властями. При этом в администрации журналистам неофициально дали понять, что публикация «неугодных» материалов о главе российского правительства – дело несвоевременное.

А в мае журналисты телеканала РЕН ТВ, где к тому моменту сменился главный редактор, распространили среди своих коллег письмо, в котором утверждалось, что новое руководство кардинально меняет информационную политику телекомпании в пользу властей: каналу теперь запрещено упоминать имена оппозиционных политиков, ругать «Единую Россию» и рассказывать о социальных проблемах граждан. Вместе с тем, говорится в тексте письма, в отношении журналистов телеканала началась настоящая травля: их без суда и следствия увольняют, а на автомобиль популярной ведущей Марианны Максимовской кто-то вылил «унитаз с фекалиями».

Цензура встречается и в блогосфере: весной жители Ульяновска утверждали, что местный интернет-провайдер ограничил им доступ к ЖЖ популярного блогера Алексея Навального по указу ФСБ.

Совсем недавно случай самоцензуры был зафиксирован в российском кинопрокате: запланированный на 1 декабря выход в прокат документального фильма немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский» оказался фактически сорван. От показа фильма отказались 19 из 20 столичных кинотеатров, с которыми у владельца прав на ленту — ООО «КиноКлаб» — существовала предварительная договоренность на его прокат. Отказы показать фильм на широком экране пришли из Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов. Аналитики кинорынка на просьбу прокомментировать возможные причины говорят: «А то вы сами все не понимаете».

Ссылка на основную публикацию
Форге оф импаерс великие строения
Другое название: Кузница Империй Ниже мы приводим подробный гайд по игре Forge of Empires с советами как вам быстрее отстроить...
Троттлинг процессора что это
Простой компьютерный блог для души) Всем привет. Сегодня мы затронем тему процессоров, а если быть точнее, то такое явление как...
Троянские программы и хакерские утилиты
В данную категорию входят программы, осуществляющие различные несанкционированные пользователем действия: сбор информации и ее передачу злоумышленнику, ее разрушение или злонамеренную...
Форза хорайзен 3 список машин
Серия игр Forza всегда поражала количеством доступных автомобилей. На момент выхода игры доступно уже более 150 автомобилей, а разработчики обещают...
Adblock detector